В портфолио американского архитектора Дэна Миса — более 15 арен по всему миру. Самые известные из них — Staples Centre в Лос-Анджелесе, прозванный «величайшей ареной в истории», и знаменитая Saitama Super Arena в Японии, способная принимать соревнования по 12 видам спорта.
Сегодня бюро Meis Architects, имея офисы в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, реализует около 20 проектов стадионов и спортивных комплексов по всему миру, включая страны Азии и Ближнего Востока.
Разные по форме, конфигурации, площади, эти объекты схожи в одном: Мис создает не эффектный фон для зрелищных соревнований, но пространство соучастия — подлинного единения спортсменов и их болельщиков.
— В своем твиттере вы позиционируете себя как «архитектор, скептик, ненавистник правил...» Почему скептик и почему ненавистник правил?
— Мне всегда было близко то искусство и та архитектура, которые не ограничены никакими догмами. Я высоко ценю дух бунтарства или пиратства... Я пытаюсь взглянуть на вещи иначе, по-своему. Такой подход очень помогает в работе над стадионами, которые, как я убедился, являются весьма жестко регламентируемым типом зданий, особенно в Америке.
Очень немногие архитектурные бюро специализируются в этом направлении, и все они сталкиваются с одним и тем же: к стадионам предъявляется невероятное множество требований, строят их по очень жестким правилам.
Думаю, именно потому, что я оказался в этой сфере новичком, я был открыт для разных возможностей и нашел нечто новое. Я всегда готов оспаривать любые правила.
Стадион Saitama Super Arena в Японии
Стадион Saitama Super Arena в Японии
— Сегодня у вас репутация самого влиятельного дизайнера стадионов в мире. Каким вы видите хороший стадион?
— Для меня главное — это создать наилучшие условия для проявления страсти болельщика, тысяч болельщиков. Коллективные переживания — это очень важно. Дело не только в соблюдении обзора контуров поля и в достаточном количестве туалетов. Хороший стадион еще на входе заставляет сердца болельщиков биться сильнее. И болельщики, и команда должны считать стадион своим домом. Игроки должны чувствовать реальное преимущество игры в родных стенах.
Поэтому с самого начала мой подход был таким: мы не проектируем стадион — мы инсценируем переживание.
— Вы хотите сказать, что у хорошего стадиона архитектура уходит на второй план?
— В некотором смысле так и есть... Но это не означает, что, проектируя стадион, архитектуру можно игнорировать. Хотя очень многие объекты именно так и сделаны: они ориентированы исключительно на поле, и вы теряетесь, как только попадаете внутрь.
В нашем Staples Centre мы попытались эту ситуацию в корне изменить — раскрыли стадион на город, визуально связали отдельные его зоны друг с другом. Там легко сориентироваться — вокруг арены большие открытые холлы, и вы видите, как люди циркулируют по всему периметру, понимаете, куда и зачем они направляются.
Кроме того, стадион должен, на мой взгляд, быть композиционно и архитектурно связан со своим окружением. В Лос-Анджелесе мы вписали здание в городскую среду.
А в Риме, где строится новый стадион для команды AS Roma, мы создаем оболочку, которая визуально напоминает о временах Колизея. Кстати, мы используем мрамор из того же карьера, откуда добывался мрамор для Колизея. Для меня строить стадион в Риме и не сослаться на самую важную историческую арену Вечного города было бы немыслимо.
Итак, проектом стадиона мы создаем некое переживание и опыт, а также фиксируем характер или историю места.
Проект стадиона для футбольного клуба AS Roma
Проект стадиона для футбольного клуба AS Roma
— Это действительно непохоже на то, как стадионы проектировались раньше. Где вы черпаете свои идеи? Заимствуете ли опыт проектирования объектов других типологий?
— Вы знаете, я работал над многими гражданскими зданиями, прежде чем стал специализироваться на стадионах. И я всегда задаюсь вопросом — почему мы не можем превратить стадион в достойное гражданское здание?
Нередко к поискам подталкивают и заказчики. Помню, во время нашей первой встречи с заказчиком стадиона Пола Брауна он спросил: «Наш стадион должен обязательно выглядеть как другие стадионы с трибунами по всему кругу? Но ведь угловые места очень тяжело продать!».
Этот вопрос заставил нас задуматься, вдохновил на интересные исследования, и в результате мы создали стадион с открытыми углами, с ярким внешним обликом.
А потом мы работали над стадионом в Филадельфии и предложили похожие открытые углы, но заказчиков беспокоило, не будут эти проемы способствовать образованию сквозняков, которые, в свою очередь, могут повлиять на исход игры.
В итоге мы предложили закрыть углы пешеходными рампами, а когда они были построены, оказалось, что эти рампы очень привлекательны для болельщиков, которые нередко оттуда смотрят всю игру, даже не подходя к своим местам. Так что дизайн способен изменить поведение болельщиков — и это всегда нужно учитывать.
— Какой стадион вы бы назвали лучшим современным стадионом мира?
— Я часто бываю на бейсбольном стадионе Wrigley Field, построенном в 1914-м году. Это дом чикагских Cubs. Стадион очень органично вплетен в городской район. Через дорогу от него частные дома, жители которых могут наблюдать за игрой с собственных крыш. Это потрясающе.
Я также был на футбольном стадионе «Морумби» в Сан-Паулу. Игра была обычная, но сам стадион обладает потрясающей мощью.
Еще один замечательный стадион — «Олимпико» в Риме. Этот старый стадион был назван так к Олимпиаде 60-го года; с тех пор его неоднократно перестраивали, в том числе и для чемпионата мира 1990 года. Это прекрасный стадион — несмотря на наличие в нем беговой дорожки, увеличивающей расстояние между зрителями и игроками.
Нужно заметить, кстати, что Олимпиада — это чуть ли не единственная причина, по которой объединяют беговую дорожку с футбольным стадионом. Поэтому строить такие олимпийские стадионы особенно непросто, а после игр столь же сложно использовать.
Среди более современных я бы выделил «Альянц Арену» в Мюнхене по проекту Херцога и де Мерона. Это очень талантливые проектировщики, всегда удачно находящие убедительный образ.
«Альянц Арена» в Мюнхене по проекту Херцога и де Мерона
— И, конечно же, ваш собственный Staples Centre в Лос-Анджелесе, который был назван «величайшей ареной в истории». Что необычного в этом комплексе?
— Я всегда смущаюсь, когда мне говорят что-то подобное. Но я думаю, главное, что выделяет Staples Centre, — то, что он зарабатывает больше денег, чем любая другая площадка. Там проходит более 300 мероприятий в год. Мы создали по-настоящему универсальное и гибкое здание, которое предоставляет самые широкие возможности и приносит максимальные прибыли.
Комплекс очень экологически устойчив, потому что никогда не простаивает. В нем базируются сразу пять профессиональных команд — одна хоккейная и четыре баскетбольные. Эти два вида спорта хорошо сочетаются, потому что в одиночку хоккей не может обеспечить круглогодичную загрузку комплекса.
Также Staples Centre всегда задолго бронируется для популярных концертов и зрелищ, включая такие престижные, как церемония награждения «Грэмми».
Здание находится в районе, который раньше считался весьма отдаленным, но востребованность комплекса изменила отношение людей к топографии — сейчас это очень динамично развивающаяся территория.
— Получается, что самая большая заслуга этой арены — ее прибыльность? Боюсь, мало о каких архитектурных шедеврах можно сказать нечто подобное...
— Мне кажется, дело не столько в архитектуре, сколько в масштабе многих громких спортивных объектов современности. Взгляните на стадион «Птичье Гнездо» Херцога и де Мерона в Пекине. Мне нравится это здание, но после Олимпиады оно практически простаивает. Потому что банально трудно постоянно использовать такое огромное здание.
Стадионы, предназначенные для американского футбола, заполняются не больше пятнадцати раз в год, ведь непросто организовать рок-концерт на стадионе на 70-80 тысяч мест. Такое случается редко.
Стадион Staples Centre в Лос-Анджелесе
Стадион Staples Centre в Лос-Анджелесе
— Расскажите о конкретных правилах и требованиях, выдвигаемых Национальной футбольной лигой (НФЛ) или FIFA, которые следует учитывать при строительстве стадионов. Можно ли построить успешный стадион, ориентируясь на них?
— К примеру, требования FIFA: если вы хотите, чтобы стадион одобрили для участия в мировом чемпионате, вы должны в нем иметь 70 тысяч мест. А НФЛ потребует не меньше 72 тысяч мест, если вы хотите принимать у себя «Супербоул».
К примеру, Сан-Диего планирует построить новый стадион. Им на самом деле не нужен стадион на 72 тысячи мест, 50 тысяч было бы достаточно. Но если они хотят иметь право на проведение «Супербоула» и других турниров, которые приносят огромные деньги в казну города, они вынуждены строить стадион с максимальной вместимостью.
НФЛ также может потребовать определенное количество специальных лож или трибун с повышенным комфортом.
— А если сравнить стадионы, спроектированные архитекторами, которые специализируются только на этой типологии, и те, что построены по проектам звезд? У последних есть какие-то преимущества?
— Ну, например, стадион Калатравы в Афинах поражает воображение: он сумел выразить красоту в столь грандиозном масштабе. Но, к сожалению, его проект сильно превысил бюджет и теперь простаивает и разрушается, потому что Афины не нуждаются в таком огромном комплексе...
Вообще не совсем корректно говорить о стадионах от звезд и не-звезд — большинство мастеров уровня Калатравы сотрудничают со специалистами, и в той же Америке они просто по закону вынуждены сразу же ехать в Канзас-Сити и брать соавторов, которые определят все основные аспекты дизайна, включая форму стадиона.
Так, Айзенман в своем стадионе в Финиксе создал лишь оболочку и пространство непосредственно за ней. Поэтому мне нравится быть между экспертами и звездами. А иногда я со звездами соперничаю.
Наша Saitama Super Arena выиграла конкурс, в котором участвовали Нувель, Пьяно, Роджерс... И победил я — мне кажется, потому, что мое решение оказалось наиболее лаконичным.
arch:speech