За всю историю «Формула-1» посетила более 70 автодромов. Из них лишь 21 входят в современный календарь чемпионата мира, остальные же в тот или иной момент перестали принимать Гран-при. Есть и такие, которые уходили, а потом возвращались, как это было с автодромом имени братьев Родригес (гонка на котором прошла в конце октября) и с «Ред Булл Ринг», но ниже речь пойдет о трассах, которые ушли из «Ф-1» безвозвратно.
Закрытые трассы
Трассы, покинувшие чемпионат мира, ждала разная судьба. В худшем случае они закрывались – по экономическим причинам или потому что были созданы специально для проведения там «Формулы-1» – поэтому после ее отъезда необходимость в их существовании отпадала. Всего таких треков скопилось около дюжины, большинство из которых принимали Гран-при в 50-60-е годы, но мы отметим лишь наиболее примечательные и относительно современные.
«Монжуик-Парк»
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1969, 1971, 1973, 1975 годы
Чем трасса известна: единственный трек, на котором женщина набирала очки
Что с ней сейчас: местность, по которой проходили гонки, стала частью олимпийского парка к Играм 1992 года
Среди шести испанских автодромов, принимавших Гран-при «Формулы-1», расположенный на горе Монжуик в Барселоне, возможно, является самым примечательным. Он сочетал в себе живописный пейзаж и необычную для городской трассы конфигурацию с множеством быстрых поворотов.
Впервые попав в календарь в 1969 году, «Монжуик-Парк» получил положительные отзывы со стороны пилотов и в дальнейшем чередовался с «Харамой», расположенной под Мадридом.
К сожалению, гонка 1975 года завершилась трагедией. Еще в пятницу у пилотов возникли опасения по поводу надежности барьеров безопасности, а в воскресенье они подтвердились, когда на машине Рольфа Штоммелена оторвалось заднее крыло и в результате его аварии погибло 5 зрителей, а гонка была остановлена. Больше «Формула-1» на «Монжуик-Парк» не возвращалась.
«Жакарепагуа», или автодром имени Нельсона Пике
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1978, 1981-1989 годы
Чем трасса известна: за 6 лет выступлений здесь так ни разу и не выиграл Айртон Сенна
Что с ней сейчас: закрыта в 2012 году и переделана под нужды Олимпийских Игр в Рио-де-Жанейро
Символом Гран-при Бразилии давно является трасса «Интерлагос» под Сан-Паулу, которая уже больше четверти века неизменно проводит у себя гонки. Но в эпоху, когда бразильцы – Эмерсон Фиттипальди, Айртон Сенна, Нельсон Пике-старший – наиболее успешно выступали в «Формуле-1», этап чемпионата проводился на треке «Жакарепагуа», в конце 80-х получившим название «автодром имени Нельсона Пике».
В отличие от холмистого «Интерлагоса» трек недалеко от Рио был равнинным и немного пресным, поэтому, когда владельцы объявили в 1990 году о финансовых проблемах, «Формула-1» без сожалений его покинула. В дальнейшем трасса принимала гонки CART и MotoGP, а затем была закрыта для постройки объектов для Олимпиады в Рио.
Финикс
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1989-1991 годы
Чем трасса известна: здесь впервые заявил о себе Жан Алези
Что с ней сейчас: после «Формулы-1» гонки в Финиксе не проводились
Трасса в Финиксе стала последней из череды американских треков, принимавших у себя «Формулу-1» в 70-80-е годы. Проложена она была прямо по центру города, что было обычным делом для американских Гран-при. К сожалению, расположение улиц в большинстве американских мегаполисов не предполагает разнообразной конфигурации, поэтому трасса в Финиксе состояла почти исключительно из прямых и 90-градусных поворотов.
Несмотря на это, на ней нашлось место для настоящей борьбы. В 1990 году француз Жан Алези, проводящий первый полный сезон, оказал серьезное сопротивление Айртону Сенне в борьбе за победу. Их сражение регулярно фигурирует в подборках лучших обгонов за всю историю.
В конце 1991 года Берни Экклстоун уведомил власти Финикса, что «Формула-1» больше не приедет в их город, и выплатил компенсацию в 1,2 млн долларов.
Валенсия
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 2008-2012 годы
Чем трасса известна: полет Марка Уэббера в 2010 году
Что с ней сейчас: после отъезда «Формулы-1» необходимость в трассе отпала
Появление второй испанской гонки в календаре чемпионата стало возможным благодаря победам Фернандо Алонсо. Проигнорировав стационарный автодром имени Рикардо Тормо, Берни Экклстоун остановил свой выбор на местности вокруг валенсийского порта, принимавшего у себя регату «Кубок Америки» за год до дебюта «Формулы-1».
Конфигурация, сочетавшая городские улицы, специально построенные для гонки сегменты и 140-метровый разводной мост, внушала надежды, но первый Гран-при оказался провалом, установив антирекорд по количеству обгонов.
Трасса все-таки успела оставить след в истории с помощью полета Марка Уэббера и последнего подиума в карьере Михаэля Шумахера, но после 2012 года исчезла из календаря.
Старые версии действующих трасс
С течением времени требования к безопасности гонок менялись, поэтому реконструкции старых автодромов были неизбежны. Далее речь пойдет о тех случаях, когда характер и конфигурация трассы настолько сильно менялись, что скорее можно говорить о появлении нового трека на старом месте, чем об изменениях.
«Хоккенхаймринг» (версия с лесными прямыми)
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1970, 1977-1984, 1986-2001 годы
Чем трасса известна: первая победа Рубенса Баррикелло
Что с ней сейчас: со старых участков снят асфальт, и они постепенно зарастает травой
В 2002 году многих болельщиков ждал шок. Трасса в Хоккенхайме, полюбившаяся многим за последние 25 лет и ставшая классикой чемпионата, подверглась реконструкции под руководством Германа Тильке. В результате длинные лесные прямые, составлявшие дух немецкого автодрома, исчезли, осталась лишь стадионная секция и участки рядом с ней, соединенные скоростной дугой, а длина кольца уменьшилась с 6.8 километров до 4.5.
Несмотря на это, постепенно болельщики привыкли к новому облику «Хоккенхаймринга», он остается частью календаря чемпионата мира, в последние годы чередуясь с «Нюрбургрингом», и обрастает собственными исторями, такими, как командная тактика «Феррари» в 2010 году.
«Спа-Франкоршам» (14-километровая версия)
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1950-1956, 1958, 1960-1968, 1970годы
Чем трасса известна: здесь проводились съемки фильма «Гран-при»
Что с ней сейчас: используется в качестве дорог общего пользования
Несомненно, самая почитаемая трасса «Формулы-1». В ней есть все, что нравится как гонщикам, так и болельщикам: богатая история, разнообразный ландшафт Арденнских гор, переменчивые погодные условия и скоростная конфигурация, дающая множество возможностей для обгонов.
Но известный большинству болельщиков вариант – это результат переделки старой 14-километровой версии, проходящей по общественным дорогам между бельгийскими деревнями. Трасса была еще более скоростной и гораздо более опасной из-за отсутствия заградительных барьеров. «Спа-Франкоршам» унес жизни многих пилотов перед тем, как с подачи Джеки Стюарта была начата кампания по увеличению безопасности автодроиа.
Бельгийский этап переехал в другие места более, чем на 10 лет, чтобы вернуться в 1983 году на более безопасный, но сохранивший дух старого «Спа-Франкоршама» вариант.
«Остеррайхринг»
Когда здесь проводилась «Формула-1: 1970-1987 годы
Чем трасса известна: первые победы Элио де Анджелиса и Алана Джонса
Что с ней сейчас: сохранилась в первозданном виде, были слухи, что она может вернуться в календарь чемпионата мира
Трасса в Шпильберге уже трижды появлялась в «Формуле-1», и это даже если не считать расположенный неподалеку «Цельтвег». Последнее возвращение состоялось в 2014 году благодаря Дитриху Матешицу, а дебютировал «Остеррайхринг» в 1970 году.
Автодром, встроенный в ландшафт местных гор, отличался высокой средней скоростью и перепадом высот, но, как и «Спа-Франкоршам» не отличался безопасностью. После нескольких попыток изменить конфигурацию отдельных поворотов организаторы исключили «австрийское кольцо» из чемпионата в 1987 году, которое вернулось 10 лет спустя в укороченном виде под названием «А1-Ринг».
Действующие трассы
Не все трассы, покинутые «Формулой-1», потом уходят в небытье и закрываются. На самом деле большинство из них чувствуют себя достаточно неплохо и принимают другие гоночные серии. Далее будут представлены наиболее яркие из тех действующих треков, которых давно не было в календаре чемпионата мира.
Аделаида
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1985-1995 годы
Чем трасса известна: второй титул Алена Проста, первый титул Михаэля Шумахера
Что с ней сейчас: проходят гонки V8 Supercars, австралийской «Формулы-3» и австралийских гонок GT
В Австралию «Формула-1» приехала сравнительно поздно, но благодаря тому, что Аделаида заняла место последнего этапа чемпионата, она успела запомниться многим благодаря титулу Алену Проста в 1986 году, заработанному в результате интриги, разыгранной «МакЛареном», скандальному столкновению Михаэля Шумахера с Деймоном Хиллом в 1994, что стало первым противоречивым эпизодом в карьере семикратного чемпиона мира, и самой короткой гонке в истории: в 1991 году из-за сильного дождя гонка была остановлена после 14 кругов.
В 1996 Гран-при Австралии впервые принял Мельбурн, и Аделаида потеряла место в чемпионате.
«Зандворт»
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1952-1971, 1973-1985 годы
Чем трасса известна: уникальный первый поворот «Тарзаонбохт»
Что с ней сейчас: после реконструкции принимает DTM и другие чемпионаты
Один из тех автодромов, которые начали принимать «Формулу-1» на заре создания чемпионата и продержались в календаре очень долго. Лишь в середине 80-х арена Гран-при Нидерландов исчезла из-за того, что трасса нуждалась в реконструкции: местные жители жаловались на шум и загрязнение местности.
После обновления более компактная версия «Зандворта» в «Формулу-1» не вернулась, но продолжила принимать другие гонки высокого уровня, а успехи Макса Ферстаппена позволяют надеяться на возвращение «Зандворта».
«Кьялами»
Когда здесь проводилась «Формула-1»: 1967-1985, 1992-1993 годы
Чем трасса известна: Борьба Алена Проста и Айртона Сенны в 1993 году, первая победа Проста после возвращения в «Формулу-1»
Что с ней сейчас: в недавнем прошлом принимала «А1» и «Супербайк», в 2016 году завершилась реконструкция
Самый известный автодром, расположенный в Африке. Хотя первый Гран-при ЮАР прошел на трассе «Ист-Лондон», начиная с 1967 года, трек под Йоханнесбургом 20 раз становился ареной соревнования для лучших гонщиков на планете, обычно открывая чемпионат.
В 1992 году «Кьялами» вернулась в «Формулу-1» в обновленной конфигурации, но продержалась в таком виде лишь два года. В связи с малой перспективностью страны расположения с точки зрения проведения гонок трек принимает не так много международных серий и в 2014 году был продан на аукционе в собственность южноафриканскому отделению «Порше». Через два года была завершена реконструкция трассы.
Мне лично жаль только ЮАР - там трасса супер и реально надо на черный континент формулу-1 возвращать, это даст новый виток королевским гонкам. Надеюсь обещания по возврату трассы не шутка.
трасса хорошая, но никакого нового витка не получится, рынок спонсорам неинтересен, а с точки зрения логистики командам везти весь свой скарб и оборудование крайне тяжело, по земле не докатишь через всю африку - только по морю
обособленные с точки зрения логистики трассы в календаре получаются - мельбурн и абу-даби, начало и конец сезона, между ними - то что плюс-минус недалеко
нет ничего невозможного, но - неудобно весьма и весьма