В РФ только московские стадионы "Открытие Арена" и "Арена ЦСКА" могут окупиться в приемлемый срок, для стадиона ФК "Спартак" это примерно 10 лет, сообщил РИА Новости директор центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Илья Солнцев.
Как ранее сообщил владелец московского "Спартака" Леонид Федун, новый стадион красно-белых обошелся в 14,5 миллиарда рублей. По словам президента московских армейцев Евгения Гинера, "Арена ЦСКА" потянула на 350 миллионов долларов.
"На текущий момент в России два футбольных стадиона, которые имеют шанс окупиться в приемлемый срок — это арены московских клубов "Спартак" и ЦСКА.
Примечательно, что их объединяет два момента: они построены на частные деньги и вернуть вложенные деньги удастся не за счет спортивной составляющей, а благодаря коммерческим площадям.
Назвать точные сроки окупаемости без точной информации по загрузке, ставкам аренды, доходам от рекламы и так далее довольно тяжело, но для "Открытие Арены", по предварительным расчетам, он составит около 10 лет, и для спортивного объекта это очень неплохой результат", — пояснил Солнцев.
Он добавил, что любой футбольный стадион может окупиться только в том случае, если будет работать "семь дней в неделю и 24 часа в сутки".
По его словам, вернуть вложенные в строительство стадионов инвестиции можно либо за счет коммерческих площадей (торговых или офисных), которые будут находиться в периметре арены, либо за счет дополнительных мероприятий – выставок, концертов, корпоративов, гоночных заездов и т. п.
"Один из успешных примеров – "Донбасс Арена", правда, к сожалению, до известных событий. Доходило до того, что рядом со стадионом проходили турниры по рыбной ловле. Основная задача заключается в том, чтобы люди приезжали регулярно.
Если стадион посещают раз в неделю только в день матча, то это не даст финансовой отдачи. Кроме того, благодаря нестандартным решениям объект становится известен в городе, начинается уже цепная реакция.
Говорить о типовой структуре выручки для футбольного стадиона было бы неправильным, каждый такой объект индивидуален. Чем более диверсифицирована структура выручки, тем лучше.
Спортивная часть заведомо лимитирована числом матчей и вместимостью стадиона", — уточнил Солнцев.
По словам собеседника агентства, функционал спортивного стадиона должен быть согласован еще до начала строительства.
Например, как пояснил Солнцев, для проведения концертов нужно достаточно быстро и без ущерба для газона подготовить арену, также особых условий требует звуковое оборудование, обеспечение безопасности и так далее.
Если заранее это не продумать, то после окончания строительства предложить арендаторам качественные условия уже не получится, считает Солнцев.
Задача "Ростов Арены"
Губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил журналистам, что видит одну из задач после ЧМ-2018 в достижении окупаемости стадиона "Ростов Арена", который станет "доминантой" в развитии инфраструктуры всего левого берега Дона.
"Конечно, на стадионе будут самые разные учреждения, наверное, это будут рестораны, клубы по интересам, какие-то спортивные комплексы.
После чемпионата мира необходимо вокруг всего этого комплекса заниматься тем наследием, которое нам достанется. Здесь окончательного решения пока нет, хотя тема уже неоднократно рассматривалась.
Задача, на мой взгляд, одна — сделать этот объект окупаемым, а что такое окупаемость: это его наполняемость событиями, мероприятиями, красивым футболом и так далее, но в то же время наличие рядом самых разных объектов спортивной направленности.
Здесь в перспективе планируется строительство спортивных комплексов, жилья и так далее, создание деловой и спортивно-рекреационной зон", — пояснил Голубев.
По мнению Солнцева, прогноз по окупаемости "Ростов Арены" скорее пока негативный, так как "есть вопросы" по заполняемости стадиона, особенно во время рядовых матчей, и его многофункциональности.
"Кроме того, пока не понятно, какие дополнительные мероприятия можно будет проводить на стадионе и будет ли на них спрос.
Среди всех стадионов, строящихся к ЧМ-2018, также неплохой рынок с точки зрения потенциала в Питере, но при таком объеме затрат на "Зенит-Арену" едва ли эти деньги удастся отбить.
В остальных городах рынки сложные, так как уровень доходов населения и потенциал коммерциализации намного меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Безусловно, спортивная составляющая тоже важна. Если на команду ходят, билеты покупают, то это приносит и финансовые результаты. В противном случае, говорить о возможности проведения каких-то дополнительных мероприятий достаточно сложно", — подчеркнул эксперт.
По мнению главного редактора старейшего спортивного издания в Ростовской области (1999 года) газеты "Футбольный курьер" Юрия Буянина, стадион "Ростов Арена" нужно рассматривать в общем комплексе подготовки к чемпионату мира, а не как отдельный объект.
"Эти проекты не делаются для окупаемости, это подготовка к чемпионату мира по футболу, благодаря которой "подтянули" общую инфраструктуру Ростова-на-Дону, отремонтировали дороги, построили аэропорт и так далее.
Стадион здесь нужно рассматривать в общем комплексе, как часть подготовки к чемпионату, не как отдельный объект. На мой взгляд, такие проекты быстро не окупаются", — подчеркнул Буянин.
Как заявил спортивный обозреватель Игорь Волков, говорить об окупаемости стадиона в Ростове будет сложно без развитой инфраструктуры.
"Прежде всего, на большой стадион можно привозить какие-то престижные концерты, устраивать представления. Очень важно использовать объект для проведения престижных выставок, это первое, что приходит в голову.
Само расположение стадиона не очень благоприятствует, чтобы там функционировали какие-то предприятия общепита, поехать перекусить на левый берег Дона мало кто соберется.
Но в принципе инфраструктура кейтеринга, рестораны, кафе должны развиваться, появляться в районе стадиона, без этого никуда", — сказал Волков.
РИА Новости
=
См. также:
Болельщики съели более 90 тысяч хот-догов на стадионе "Спартака" в 2016 году