Здесь зажегся огонь Олимпиады-1980, здесь же спустя 9 лет Виктор Цой спел «Перемен», а БАТЭ в 2012-м вколотил три гола-красавца в ворота «Баварии» — у каждого минчанина со стадионом «Динамо» связаны свои воспоминания. Кто-то срывал голос на трибунах, вместе с командой терял и снова обретал надежды. Для многих же далеких от футбола жителей города стадион был просто местом, где продавались и покупались шмотки…
Масштабная реконструкция главной открытой арены Беларуси продолжается несколько лет. Успеют ли строители сдать объект до конца 2017-го? Корреспонденты Onliner.by проинспектировали большую стройку.
Летом 1934 года недалеко от железнодорожного вокзала, на месте старейшего в городе еврейского кладбища открылся футбольный стадион физкультурно-спортивного общества «Динамо». Он был деревянным, вмещал 10 тыс. зрителей. Хорошо знакомые каждому минчанину символы стадиона — высокая входная арка со стороны улицы Кирова и аркада в стиле римского Колизея со стороны трамвайных путей — появились уже после войны.
К Олимпийским играм 1980 года арена обзавелась высокими мачтами освещения с мощными прожекторами, большим табло, факельной чашей. Тогда же над западной трибуной смонтировали второй ярус и вместимость была повышена до 52 тыс. зрителей. В 1999 году скамейки на трибунах заменили пластмассовыми сидениями — вместимость уменьшилась до 34 тыс. человек.
Решение о реконструкции «Динамо» принималось на самом высоком уровне. Изначально власти Минска рассматривали венгерский проект, предполагавший превращение стадиона исключительно в футбольную арену без беговых дорожек. Позже от услуг венгерской компании отказались.
В новом видении чиновников от спорта и архитекторов главный стадион страны предстал в виде крупного легкоатлетического комплекса с сохранением возможности проводить футбольные матчи. От прежнего сооружения решили оставить лишь историческую оболочку — аркаду с барельефами вдоль улицы Ульяновской и входную арку со стороны улицы Кирова. Количество зрительских мест архитекторы уменьшили до 20 тыс. Облик стадиона дополнили навесом с покрытием из алюминиевых профилированных листов и остеклением. Фасад с восточной стороны оставили близким к классическому, а с западной — изменили до неузнаваемости. Эскизы «Минскпроекта» отторжения не вызывают, как будет на самом деле — увидим уже скоро.
Кроме арки и аркады, авторы проекта решили сохранить оригинальное ограждение стадиона. Несколько металлических пролетов забора уже вернулись с реставрации и заняли свое место со стороны улицы Кирова.
Поначалу демонтаж сооружения затягивался. Полуразгромленные трибуны и горы песка в центре арены навевали тоску и, казалось, в центре Минска появился очередной долгострой. Но в запасе у строителей было достаточно времени, постепенно шло финансирование из бюджета. На сегодня стоимость реконструкции арены оценивается приблизительно в 2 триллиона неденоминированных рублей.
— Освоено уже 45% средств. Эта цифра отражает и процент строительной готовности всего объекта, — говорит заместитель начальника по производству СУ №94 ОАО «Стройтрест №1» Денис Повод. — По большому счету самые сложные этапы уже пройдены. Все, что вы видите перед собой, построено с нуля. По трибунам монолитные работы завершены полностью. Осталось смонтировать навес, установить сиденья, выполнить отделку внутренних помещений западной трибуны, смонтировать остекление. С середины мая приступим к монтажу вентфасада. В прошлом году до наступления холодов успели подготовить дренаж основного и разминочного полей. Летом займемся укладкой системы подогрева поля, газона и беговых дорожек.
Один из спорных вопросов сводился к целесообразности подогрева газона. Специалисты опасались повреждения системы во время метательных соревнований. В конечном счете подогрев решили не исключать из проекта. Систему просто углубят и будут подавать более прогретый теплоноситель.
— Перед началом реконструкции мы ездили в Борисов на новый стадион, изучали опыт строительства. Не стал бы сравнивать эти объекты: они разные. «Динамо» — универсальная арена, в Борисове стадион футбольный. Разный и объем финансирования, — говорит Денис Повод. — Но что важно: тут и там все делается строго в соответствии с требованиями таких ассоциаций, как IAAF и UEFA, оба объекта позволят проводить масштабные соревнования международного уровня.
В 2019 году на «Динамо» состоится церемония открытия Европейских игр и пройдет часть программы легкоатлетических соревнований. Инженерная начинка арены также позволит проводить в Минске футбольные матчи уровня Лиги чемпионов.
Сегодня на «Динамо» работает 9 башенных кранов и порядка 800 человек. Некоторые работы выполняют даже ночью. Одно время были задержки с поставкой металлических элементов навеса, сейчас отставание наверстывают.
— Отставание от графика поставки металлоконструкций составило 4 месяца. На сегодня из проектных 3075 тонн металлоконструкций навеса смонтировано 725 тонн. Это примерно четверть. К концу года начнем обшивать листовым покрытием, — докладывает замначальника по производству. — Навес должен спрятать от дождя около 70% зрительских мест.
Наибольшая степень готовности — у южной и северной трибун: там во внутренних помещениях уже заканчивается отделка. Восточная трибуна готова примерно на 70%. На наклонных основаниях монтируют ступени, на которые позже будут крепиться пластиковые сидения, — этот этап работ запланирован на август — сентябрь. Центр арены все еще представляет собой склад стройматериалов.
— Одним из самых непростых этапов, пожалуй, было сохранение аркады вдоль улицы Ульяновской. Строительство новых трибун приходилось вести вплотную к историческому фасаду, возникали риски. Для укрепления фасада использовали опорный каркас из металлопрофиля, — говорит Денис Повод.
Бесследно для аркады стройка не прошла. Летом прошлого года минчане заметили глубокие трещины на фасаде. Отчетливо видны они и сегодня. Строители уверяют: ничего страшного не произошло.
— Шум тогда возник на пустом месте. Разошлись специальные деформационные швы — они как раз и нужны для того, чтобы предотвращать глубокие разрушения конструкции, — поясняет специалист. — За состоянием аркады следят реставраторы. Можно быть уверенным, что историческая конструкция сохранится в лучшем виде.
На реставрацию забрали и скульптурную композицию «Бег», что встречала зрителей над одной из лестниц. Ее восстановят на прежнем месте. Еще один символ стадиона — олимпийский факел, ранее возвышавшийся над восточной трибуной, — после реконструкции переместится на южную часть арены. Под него уже смонтированы металлоконструкции.
Основные силы строителей сейчас брошены на западную трибуну, где будут сосредоточены все жизненно важные службы и помещения стадиона. Высота этого сектора — 7 этажей. На нижнем уровне предусмотрены раздевалки для спортсменов и судей, помещения для взятия допинг-проб, санузлы, конференц-зал.
Отделочники только приступают к работе, так что о назначении многих помещений человеку без экскурсовода догадаться непросто. Так, например, в черновом варианте сегодня выглядит коридор, из которого команды будут выходить на поле.
А это конференц-зал.
Другие подтрибунные помещения.
Выше разместятся офис администрации, комментаторские кабины, VIP-ложи. В помещения для VIP-персон смонтируют кондиционеры, мультимедийные экраны, установят удобные кресла и панорамное остекление.
Будущая VIP-ложа с панорамным остеклением
Рядом со стадионом, на месте, где раньше была школа футбола, обустраивают разминочное поле. Оно будет такое же по размерам, как и основное, с беговыми дорожками, системой полива, только без зрительских трибун. Оба поля соединит крытый переход под трибунами. Скоро там начнутся отделочные работы.
В период между соревнованиями легкоатлетический комплекс должен приносить доход, поэтому неотъемлемой частью обновленного «Динамо» станут спортивные залы различного профиля: несколько тренажерных, зал борьбы, бокса, настольного тенниса. Будет даже скалодром, самый большой в стране — его строят на прилегающей к арене территории. Значительная часть помещений отводится под кафе, рестораны, магазины. Арену планируют использовать для концертов, других мероприятий.
Будущий скалодром
Один из важных вопросов для болельщиков — парковка. В составе комплекса местами для хранения машин обеспечат только спортсменов, тренеров, судей и VIP-персон. Обычным же зрителям придется, как и раньше, оставлять машины за периметром стадиона либо добираться на общественном транспорте. Строительства крупных паркингов в районе «Динамо» пока не наблюдается.
Onliner.by
=
См. также:
Сафарьян: «Сокращение вместимости минского «Динамо»? Я бы может и не допустил этого, если бы меня кто-нибудь спрашивал»