Строительство самарского стадиона к ЧМ-2018 ежегодно дорожает, а сроки сдачи олимпийского объекта переносятся.
По числу скандалов и разоблачений вокруг стройки, самарский стадион не уступает «Зенит Арене».
Открытая Россия узнала, кто богатеет на самой дорогостоящей стройке Самарской области, почему было решено удешевить материалы для стройки, и к чему это может привести, а также — как живут строители «Самара Арены».
В 2012 году правительство РФ заявило, что к чемпионату мира по футболу 2018 года в Самаре должен быть построен стадион «Самара Арена» на 45 тысяч мест. Местом для строительства стадиона была выбрана площадка бывшего Радиоцентра.
Строительство началось в 2014 году. Два года спустя, весной 2016 года, вокруг стройки разгорелся скандал. Прошли обыски в министерстве строительства Самарской области.
В частности, следователи обыскали служебный кабинет главы минстроя Алексея Гришина и двух его подчиненных. Гришин — человек команды Меркушкина, его отец работал с будущим самарским губернатором, когда тот еще возглавлял Мордовию.
По сведениям депутата Госдумы от Самарской области Александра Хинштейна, местное правительство якобы фальсифицировало документы при строительстве «Самара Арены».
«Похоже, Самару ждет новый скандал. Областными властями фальсифицирована документация на строительство стадиона к ЧМ-18. Скоро выложу документы», — сообщил Хинштейн 2 апреля 2017 года в своем твиттере.
Пресс-секретарь губернатора Илья Чернышев выступил с опровержением:
«Информация о якобы проведенных обысках в министерстве строительства Самарской области не соответствует действительности. Данную информацию не подтвердили региональные ГУ МВД и СУ СК РФ. Многие СМИ поддались на провокацию и опубликовали непроверенную информацию со ссылкой на депутата».
3 мая 2017 года, в день 75-летия самарского футбольного клуба «Крылья Советов» его ветераны вместе с чиновниками областного министерства спорта побывали на стройплощадке.
Делегация увидела около двухсот рабочих, которые подготавливали бетонные террасы стадиона к предстоящим отделочным работам. Во время экскурсии гид из числа областных чиновников рассказал, что стадион готов на 50-60%.
«Строители ожидают заключения Главгосэкспертизы по уточненному в очередной раз в целях упрощения проекта варианту проектно-сметной документации.
Купол стадиона вместо прозрачного поликарбоната решено покрыть мембраной из поливинилхлорида, теплоизоляционными плитами, профнастилом и пароизоляционной пленкой и профнастилом», — рассказал экскурсовод ветеранам спорта.
Об упрощении проекта «Самара Арены» 3 мая в прямом эфире программы «Главная тема» на телеканале «Россия24 — ГТРК Самара» весьма образно рассказал губернатор Меркушкин:
«Мы где-то 10 июня должны монтаж купола в основном завершить. И сначала, в начале июня, освободить поле для подготовки и посеять там до середины июля траву. Будет гарантировано, что и поле будет качественным в итоге.
Что касается купола в итоге, мы будем в графике для того, чтобы потом смонтировать эту очень красивую кровлю. Чтобы это был на самом деле очень похожий на космический объект, что мы вернулись снова к названию, которое было выбрано самарцами: „Космос Арена“.
Буквально неделю назад, была предложена технология с учетом опыта, ошибок и так далее, очень хорошие варианты, я думаю, это некая находка. И она вписывается в те сметы, в цены, которые определены были проектной документацией. Я думаю, и эта часть будет выполнена в полном объеме.
Подрядчик ставил вопрос частично купол закрывать, и это нарушало очень серьезно внешнюю архитектуру и в том числе самую главную идею стадиона, что это как космический объект, как летающая тарелка села на тридцать две ноги и в воздухе парит практически на этих ножках.
Мы сейчас договорились и с Минспортом России, и с подрядчиком, что кровля будет полная и, более того, она будет из тех материалов, которые могут представить его в виде космического объекта».
В конце апреля источник в ведущем строительство стадиона производственно-строительном объединении (ПСО) «Казань» сообщил журналистам, что готовность «Самара Арены» составляет порядка 52%.
Сроки сдачи стадиона переносились и стоимость стадиона повышалась с 2015 года не единожды. В апреле 2016 года из-за падения курса рубля стоимость строительства стадиона увеличилась с 13,6 млрд до 17 млрд руб.
В июле 2016 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сказал, что смета по возведению в Самаре стадиона составит не меньше 18,2 млрд рублей.
6 декабря 2016 года полпред президента в ПФО Михаил Бабич обещал, что отставание от графика строительства «Самара Арены» будет ликвидировано к маю 2017 года.
25 января 2017 года вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко посетовал, что самарский стадион — единственный из объектов ЧМ-2018, отстающий от графика строительства.
2 февраля 2017 года арбитражный суд Республики Татарстан принял к производству иск от ООО «Строительная компания „Татдорстрой“» к ООО «Стальмонтаж-Электросталь». «Татдорстрой» — заказчик работ по монтажу купола самарского стадиона — потребовал взыскать с субподрядчика 893,8 млн рублей.
А 15 февраля по поручению Мутко была создана специальная межведомственная комиссия «по выработке и принятию комплекса мер, направленных на ликвидацию отставаний по строительству самарского стадиона».
В апреле 2017 года полпред президента в ПФО Михаил Бабич, осматривавший готовность мундиальных объектов в Самаре, аккуратно прокомментировал ситуацию:
«Ну, знаете, это и моя оценка, и оценка уже тех комиссий, которые здесь работали. На самом деле то отставание в графиках работ, которое мы с вами наблюдали и обсуждали здесь же в Самаре в октябре прошлого года, во многом сегодня где-то полностью ликвидировано отставание, где-то сокращено существенно. Мы исходим из того, что к июлю месяцу по всем основным направлениям работ мы войдем в график».
После выступления Бабича было принято решение возводить крышу «Самара Арены» из более дешевых материалов.
Самарский архитектор Андрей Лыков рассказал Открытой России свою версию переноса сроков сдачи стадиона:
«В первую очередь, сроки перенесли из-за неготовности объекта. Насколько я знаю, затянулись строительно-монтажные работы, а также есть неопределенности с подводом ряда коммуникаций к объекту. Будем надеяться, что все-таки успеют до начала чемпионата.
Удешевление материалов у меня вызывает некоторые опасения. Весь вопрос будет в том, как эти ограждающие конструкции будут справляться с воздействием окружающей среды. Главное только, чтобы ничего не отвалилось при эксплуатации.
Вполне возможно, что удешевление проекта и используемых материалов ухудшит внешний вид стадиона. Итоговый измененный вариант я, если честно, не видел. Но в любом случае все подобные переделки выполняются второпях.
На проработку изменений зачастую требуется очень много времени для того, чтобы получился достойный альтернативный вариант. Но в свете последней Олимпиады в Сочи не удивлюсь, если качество строительно-монтажных работ в итоге оставит желать лучшего».
Депутат Самарской Губернской Думы Михаил Матвеев считает, что строительство «Самара Арены» укрепило бизнес семьи губернатора:
«Проект самарского стадиона оказался масштабнее знаменитых московских „Лужников“, но половина площадей „Самара Арены“ оказались не связанными со спортом, что, вероятно, объясняется желанием обеспечить дополнительной прибылью „Мордовцемент“. Хотя у нас в области есть Жигулевский цементный завод.
От стройки самарского стадиона, говорят, напрочь отодвинуты самарские строители. Здесь зарабатывает Казань, с которой у „клана Меркушкина“ уже все тип-топ. Понятно, кто здесь зарабатывает еще кроме них, не так ли?
Поставщик цемента — „Мордовцемент“, фирма, акционерами которой, судя по открытым источникам, является семья губернатора: брат, племянник и родственница. Чем больше стадион — тем больше нужно цемента. Тем больше прибыль „Мордовцемента“ и семьи. Логика железная.
Поэтому и раздули самарский проект больше „Лужников“. Именно лоббирование „Мордовцемента“ и увеличение площади стадиона позволило залить огромную площадку дополнительными тоннами мордовского цемента», — считает Матвеев.
О том, в каких условиях работают на строительстве «Самара Арены», рассказал один из строителей, Андрей:
«Средняя зарплата на объекте: тридцать пять тысяч рублей. Кто-то получает тридцать, кто-то — пятьдесят тысяч. Люди стремятся сюда попасть: зарплата стабильная, задержек нет. Обедаем прямо на стройплощадке, еда неплохая, хлеба иногда не хватает.
Зимой было сложно работать, особенно на монтаже арматуры: пронизывающий холод и ветер. Отогревались в строительных бытовках. На стройплощадке очень строгий режим. Если потеряешь каску, рабочую одежду или испортишь инструмент — стоимость вычитают из зарплаты.
При трудоустройстве на стройку проверяли на благонадежность через ФСБ. После того как устроился на работу, выдали специальный пропуск. Стройка усиленно охраняется. Иначе стройматериалы просто бы разворовали».
В апреле Виталий Мутко снова сдвинул сроки, когда стройка должна войти в график с июля на август:
«Что касается Самары, в августе месяце, я надеюсь, мы войдем в график строительства стадиона, отставания все будут ликвидированы. Самое сложное заключалось в том, что нам пришлось несколько актуализировать и упростить этот проект. Мы взяли более жесткое управление строительством этого стадиона».
В итоге ввод стадиона в эксплуатацию был перенесен на 2018 год.
openrussia.org
фото: ТАСС
=
См. также:
Мутко: "Из стадионов ЧМ-2018 от графика отстает только "Самара-Арена"