До первых игр ЧМ-2018 на Центральном стадионе в Екатеринбурге остается около девяти месяцев. Сдать в эксплуатацию после реконструкции арену планируется уже в декабре 2017 года. Znak.com опросил экспертов, чтобы вспомнить историю стадиона, проанализировать ошибки, которые были допущены во время строительных работ, и понять, почему эта площадка, вопреки ожиданиям, вряд ли станет брендом Екатеринбурга.
«Слишком дорогой и смелый проект»
О необходимости реконструкции Центрального стадиона власти Свердловской области и Екатеринбурга впервые объявили в 2005 году. Тогда это не было связано с ЧМ-2018, власти говорили лишь о необходимости обновления устаревшей спортивной инфраструктуры. Город объявил официальный конкурс с учетом требований FIFA. И компания архитектора Алексея Куковякина сразу предложила масштабный вариант, предполагающий увеличение вместимости спортивной арены с 27 тыс. до 45 тыс. мест. И выиграла этот конкурс.
В таком случае стадион соответствовал бы всем требованиям FIFA. При этом, согласно первоначальному проекту, Куковякин предлагал сохранить все исторические стены, включая северную и южную, которые были безвозвратно утрачены при последующих строительных работах на стадионе.
Так Центральный стадион выглядел до первой реконструкции
Однако тогда «Синара» не согласовала этот проект, посчитав его, как вспоминает Куковякин, «слишком дорогим и смелым». «В 2005 году было неизвестно, будет ли в Екатеринбурге чемпионат мира по футболу. Сразу строить стадион по параметрам FIFA, видимо, не рискнули. Может быть, это было решение города или Пумпянского (глава «Синары» Дмитрий Пумпянский — Znak.com), я не знаю. Было принято решение реконструировать стадион по дисконтному варианту», — рассказывает Куковякин, уточнив, что вместимость в итоге не изменилась.
Первый проект реконструкции Центрального стадиона, представленный в 2005 году
«Стены мы сохраняли — все стены всего периметра. А по проекту 2006 года — сохранялись только стены Западной и Восточной трибуны, Южную и Северную сносили. Мы это не допускали», — продолжает Куковякин.
«Два стадиона город не потянет»
Первая реконструкция Центрального стадиона была полностью завершена к началу августа 2011 года. За два года до этого — 23 января 2009 года — РФС направил в FIFA заявку на проведение ЧМ-2018, и в предварительном списке городов был Екатеринбург. 5 мая 2010 года в FIFA отправили заявочную книгу, в которой был показан проект Центрального стадиона. По проекту арену предлагали расширить «за счёт временных сборно-разборных конструкций за воротами и с крышей в виде диска на колоннах».
«Нам это тогда было непонятно, и мы ставили вопрос: почему мы хотим снова реконструировать только-только перестроенный стадион? В чем логика? Я не понимаю этой логики и сейчас. Можно было оставить Центральный стадион в покое и построить новую арену», — говорит Куковякин.
Проект Куковякина «Уральский самоцвет»
По словам архитектора, это мнение высказывали и другие горожане и представители профессионального сообщества. «Почему нельзя было отдать Центральный стадион для проведения молодежных, внутригородских мероприятий, детских и школьных команд или сделать его ареной для хоккея с мячом, возродить команду СКА? Мнений было очень много. Ответ на все эти вопросы был один: два стадиона город не потянет», — говорит Куковякин.
Секретарь гильдии спортивных журналистов Свердловской области Андрей Андреев поддерживает Куковякина. «Я изначально был противником повторной реконструкции и нового проекта. Он, на мой взгляд, некрасивый, неудобный, нефункциональный. Я выступал за строительство новой современной арены на свободной площадке.
Новая арена была бы более функциональной, удобной для болельщиков, смогла бы самостоятельно зарабатывать на аренде большого количества площадей, на проведении концертов, фестивалей и прочих массовых мероприятий, а не лечь тяжелым грузом на плечи регионального бюджета или футбольного клуба «Урал», который опять же финансируется из бюджета области», — говорит Андреев.
Так выглядели трибуны Центрального стадиона после первой реконструкции
Он напомнил, что Екатеринбург — единственный город, где запланированы матчи ЧМ-2018 и где при этом спортивная арена не строится «с нуля», а реконструируется, причем в очень жестких рамках. Речь и о необходимости сохранения исторических элементов Центрального стадиона, которые признаны объектами культурного наследия, и о его территориальной зажатости существующей застройкой. Кстати, именно из-за этого пришлось отказаться от первоначального проекта 45-тысячной арены (она попросту не вмещалась в имеющиеся площади) и остановиться на более скромном варианте стадиона с 35 тыс. мест.
«Во время ЧМ-2018 Центральный стадион будет самой несовременной и некомфортной из всех арен мундиаля, а после ЧМ-2018 и разборки торцевых трибун мы получим и вовсе маловместительный, малокомфортный и убыточный стадион», — говорит Андреев.
Министр физической культуры и спорта Свердловской области Леонид Рапопорт в свою очередь заявил, что прежде чем приступать к реконструкции Центрального стадиона, региональные власти изучили опыт семи стран, где проводились крупные турниры, провели исследование культурного наследия и решили, что стадион должен быть один. «Два стадиона содержать было бы очень дорого — «Екатеринбург-Арена» (название Центрального стадиона на время ЧМ-2018) будет требовать 80 млн рублей в год, а содержание нового стадиона, который был бы больше по вместимости, стоило бы 250 млн рублей в год», — говорит Рапопорт.
Так стадион должен выглядеть во время ЧМ-2018
Представители организации «Спорт-Инжиниринг» (заказчик реконструкции стадиона) в ответе на официальный запрос были категоричны: «Других вариантов размещения арены администрация области не предоставляла».
Хотя, по информации Znak.com, изначально все-таки рассматривались и другие варианты, среди которых район «Екатеринбург-Экспо», район «Кольцово», а также площадка за железнодорожным вокзалом.
«Стадион-бренд»
Новый стадион должен был стать символом города. Об этом говорил бывший глава свердловского правительства Денис Паслер, который ставил задачу построить «стадион-бренд», сделать его «лучшим среди всех арен ЧМ-2018», при этом не забыв об уральской идентичности.
«Чтобы построить качественную арену, мы решили перенести стены и организовать ими исторические входы, возродив архитектуру, и сделать их главными — перенести на северный и южный вход, а арену сделать новой и современной. В наших условиях мы получали стадион на 45 тысяч, в рамках наследия мы могли оставить 35 тысяч.
После проведения ЧМ верхний ярус просто снимался — для этого не нужно было делать новый проект, решать задачи. Все было согласовано с FIFA, и мы даже прошли госэкспертизу», — говорит Куковякин о своем втором проекте, который получил название «Уральский самоцвет».
В подтверждение своих слов о том, что проект прошел госэкспертизу, Куковякин предоставил документ.
Стоит отметить, что в пресс-службе «Спорт-инжиниринга» не подтвердили эти слова Куковякина. «Проект «Уральский самоцвет» предусматривал значительное искажение исторического облика стадиона «Центральный». Это вызвало возражения со стороны областного минкульта, проект не получил положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза», — говорится в ответе на запрос Znak.com.
«Защищать было нечего»
Защита исторического облика и сохранение стадиона завладело умами властей. Однако, как считает Куковякин, «защищать уже было нечего». По его словам, даже первая реконструкция была проведена не в соответствии с его проектом, и в итоге историческая ценность во многом была утрачена. Например, по его словам, были утрачены внешняя ограда, периметр самого стадиона, общественный туалет, малая арена и все трибуны с входом.
«Осталось 30% забора, была полностью снесена малая арена, не было Южной и Северной трибуны, уничтожен туалет. Не сохранились вестибюли и даже лепнина, хотя все это было в предмете охраны. Сейчас мы получаем суррогатные решения, которые нельзя назвать памятниками», — говорит Куковякин.
Оставшиеся исторические элементы стадиона, по словам Куковякина, были сохранены по требованию представителя «Спорт-Инжиниринга», приезжавшего в Екатеринбург из Москвы.
Некоторые исторические элементы Центрального стадиона сохранены, но Куковякин считает, что к памятнику архитектуры могли бы отнестись бережнее
Получается, местные власти были готовы на более масштабные проекты — например, на строительство нового стадиона. Но было принято такое решение. Кем? Почему? Пока ответ найти невозможно.
«Город имеет право знать — кто решил заменить проект ‚Уральский самоцвет‘ на новый и посмотреть ему в глаза. Я думаю, что ответ на этот вопрос мы не получим, потому что его никто не даст. Мне непонятно, почему мы должны построить стадион, который меньше, чем был. Напомним, после ЧМ-2018 вместимость стадиона составит 23 тысячи зрителей (на время турнира — 35 тыс.), то есть сборно-разборные конструкции — эту пародию — уберут», — говорит Куковякин.
Сборно-разборные конструкции, кстати, не нравятся и президенту футбольного «Урала» Григорию Иванову. «По поводу сборно-разборных конструкций на Центральном стадионе я мнение изменил. Раньше я говорил, что их нужно оставить. Но сейчас я посмотрел трибуны, которые уже стоят, и считаю, что они смотрятся некрасиво, портят вид, торчат. И смотреть оттуда будет очень плохо», — рассказал Иванов.
Куковякин поддерживает Иванова в этом вопросе: «Нужно разбирать. Те люди, которые там будут сидеть, не смогут нормально выйти за территорию, потратят очень много времени, чтобы просто сходить перекусить или в туалет. Трибуны должны быть разобраны — о чем тут говорить».
Леонид Рапопорт в свою очередь рассматривает сборно-разборные конструкции как товар и говорит, что все эти кресла — около 12 тысяч — можно будет использовать в будущем для оснащения новых стадионов в Свердловской области. Министра не беспокоит, что город получит стадион с меньшей вместимостью, чем он был. По его словам, средняя посещаемость матчей «Урала» показывает, что 23 тысячи — это как раз то, что надо.
«Самое опасное — превратить стадион в «белого слона»
Не оправдались и ожидания областных властей по поводу экономии. В 2014 году свердловское правительство декларировало, что, по предварительным подсчетам, на реконструкцию стадиона с увеличением вместимости до 35 тыс. мест потребуется 5,5-6 млрд рублей. Однако в ходе согласования проекта стоимость стремительно увеличилась — до 12,2 млрд рублей. Для сравнения, в Казани строительство абсолютно нового стадиона обошлось ненамного дороже — в 14,8 млрд рублей.
На экскурсию на Центральный стадион уже водили футболистов «Урала». Они обошлись без негативных замечаний по поводу арены
«Если бы не сделали ошибку в 2005 (во время первой реконструкции стадиона — Znak.com), то мы не сделали бы ее в 2011 году (во время повторной реконструкции). Люди, анализируя эту ситуацию, могут сделать вывод. Просто посчитать стоимость кресла в 2012 году и сейчас. А что мы выиграли? Мы потеряли образ, мы потеряли вместимость, мы потеряли эстетику, мы потеряли возможность самоокупаемости арены», — говорит Куковякин.
По его словам, спортивные арены и так не всегда самоокупаемые, а на Центральном стадионе к тому же еще нет коммерческих площадей — «все расписано до сантиметра по требованию FIFA». «Самое опасное — превратить стадион в «белого слона» (термин Международной федерации футбола), когда он не окупаем и ложится на плечи бюджета города. Это самое страшное. И я боюсь, что это произойдет», — говорит Куковякин.
Znak.com
=
См. также:
Алексей Куковякин: После реконструкции Екатеринбург получит никому не нужный Центральный стадион