Главная » 2017»Листопад»10 » «Два месяца конкурируем с картошкой, в остальное время – с водкой». Маркетинг в моногороде
11:14
«Два месяца конкурируем с картошкой, в остальное время – с водкой». Маркетинг в моногороде
Выступление заместителя директора ХК «Северсталь» по развитию и маркетингу Сергея Соколова на форуме Sport Connect в Норильске – «Брендинг и продвижение регионов через спорт».
В последние два года в «Северстали» работает новая команда, которая пытается перезагрузить хоккей в Череповце. Клубы из городов-миллионников часто говорят о конкуренции с театрами, кино, торговыми центрами и другими местами массовых развлечений. Я задумался: с кем конкурируем мы? Все мысли сошлись в одном слове – с бездельем.
В Череповце нет Мариинского театра или Эрмитажа, которые могут стать центрами притяжения населения. Поэтому в августе и сентябре вся конкуренция – с картошкой, а в остальное время – со стаканом водки. Это может звучать цинично, это может не нравиться, но это так.
Еще одна особенность Череповца, которую необходимо учитывать в работе: несмотря на небольшой размер, город любит, чтобы его удивляли. Это можно понять по шутливой, но в чем-то даже отражающей отношение жителей фразе: «Чем знаменит Череповец? Своими пригородами – Москвой и Петербургом». Сюда периодически приезжают большие артисты. Ну, Стас Михайлов был, например.
Чтобы найти аудиторию в миллионнике, в целом достаточно достигать результатов и делать качественную околоспортивную обертку. В моногороде этого не хватает – клубу нужно выходить за рамки своей чисто хоккейной составляющей и привлекать аудиторию общечеловеческими ценностями.
Например, в Челябинске не особо принято улыбаться. Но если мы создаем в ледовом дворце такую дружелюбную атмосферу и делимся улыбкой, это позволяет каждому человеку почувствовать себя значимым.
Как бы цинично это ни прозвучало, улыбка быстрее монетизируется. В такой атмосфере человеку проще тратить деньги.
***
Мы хотим, чтобы у нас была не только постоянная аудитория – грубо говоря, первый круг наиболее лояльных болельщиков. Нам нужен и второй круг (круг сочувствующих), и третий – просто интересующиеся.
Именно поэтому мы ходим в школы и университеты. Да, такие методы не дают ощутимого прироста по посещаемости здесь и сейчас, но в перспективе часть людей может проникнуться и стать нашими болельщиками. Мы начали работать над этим направлением практически два года назад, и уже видны первые ростки. Те же студенты при встрече спокойно улыбаются.
Моя мечта – чтобы стабильно 50% стадиона не понимали, что такое проброс и почему игра вообще останавливается.
Сейчас статистика посещаемости такая:
Первой задачей было остановить движение вниз. Это получилось в сезоне-2016/17, сейчас посещаемость уже постепенно растет.
Добиться этого было сложно из-за бэкграунда: команда 10-15 лет не достигает высоких результатов, а клуб долгое время совсем не занимался шоу в день матча, продажей атрибутики и так далее – все это было в зоне ответственности ледового дворца. Я не буду обсуждать качество такой работы, просто констатирую факт.
Чтобы изменить эту ситуацию и делать все самостоятельно, мы решили брать ледовый дворец в аренду на день матча. Это недешево, почему-то наш дворец со вместимостью 5200 стоит всего процентов на 20 ниже, чем у СКА. Поэтому есть четкая установка: продажа билетов должна как минимум покрывать стоимость аренды стадиона.
Самый дешевый билет стоит 250 рулей, самый дорогой – 650. В среднем мы получаем по 1,5 миллиона рублей за матч.
***
У нас есть идея, что ледовый дворец должен быть центром притяжения всего города. Иногда нас ругают за такую амбициозность (якобы звучит слишком громко и самоуверенно), но мы уверены в правильности этого курса. У нас собраны самые интересные кадры Череповца, мы делаем самые интересные движухи во всем городе и относимся к болельщикам абсолютно по-человечески. Постепенно это привлекает людей.
Принято говорить, что сталевары – это очень сложный народ, с которым практически невозможно вести такую работу по продвижению. Ничего подобного. У каждого города свои особенности, а главное – везде есть нормальная аудитория. Просто сейчас нам важно выходить далеко за пределы хоккея и говорить с людьми о городе в целом. Если этого не делать, никакую новую аудиторию не создать, а чисто хоккейной, очевидно, мало.
Именно поэтому мы встречались с работниками комбината «Северсталь». Игроки и тренеры стояли на проходных, и им можно было задать любой вопрос. Люди были реально в шоке: хоккеисты спокойно с ними разговаривают, рядом – красиво украшенная сцена, ведущий, музыка.
Была еще одна встреча с болельщиками в 7 утра – мне кажется, это уникальный случай в истории КХЛ. Работники транспортного депо много лет просили клуб о встрече с игроками, мы этим занялись – и выяснили, что другого удобного времени просто нет, лучше встретиться в пересменку, которая длится 40 минут. В итоге в 7 утра на производство приехали все наши лидеры и тренер.
***
Директор клуба еще на старте дал маркетинговому отделу карт-бланш. Поэтому отношения с хоккеистами выстраивались по простой схеме: «Ребята, мы в полной … (а мы действительно были там), надо привлекать к себе внимание».
Но медиарынок Череповца скуден, и всерьез продвинуть себя можно только за счет федеральных медиа. Там другие правила: Олег Валерьевич (Знарок – прим. Sport Connect) отказал в интервью – сразу везде новость; а чтобы туда попали мы, надо сделать что-то экстраординарное.
И все равно даже на маленьком пространстве можно делать интересные активности. Мы полностью открыты и прозрачны:
– Журналисты после каждой игры могут подойти к раздевалке. Пример – баттл нашего лидера Кагарлицкого и журналиста Алексея Шевченко.
– Есть видеоконференции – уже прошли с директором и главным тренером, скоро сделаем с основными игроками.
– Директорский час на радио. Так как в Череповце еще активно слушают радио, наш руководитель раз в три недели отвечает на любые вопросы. Никакой модерации нет, в эфир идут даже самые неудобные вопросы.
– Онэйры – когда кто-то из клуба весь матч проводит с закрепленным микрофоном – будь то игрок, тренер или менеджер. Выбираем самое интересное, мат оставляем, но запикиваем.
– Недавно скрытой камерой снимали скамейку во время матча.
– Наш вратарь Гудачек после матчей танцует «Макарену», и на трибунах специально ради этого остаются 4 тысячи человек.
Все это делается для того, чтобы убавить серьезность, с которой в РФ часто говорят о спорте.
***
Слоган «Северстали» на этот сезон – «Хоккей Важнее». Фонетически и грамматически правильнее было бы написать «Важней», но так как на Вологодчине удобнее произносить сочетание -ЕЕ, мы остановились именно на нем.
Меня часто спрашивают – важнее чего хоккей? Да важнее всего. По сути, мы бросаем вызов болельщикам: если ты не с нами, если ты не во дворце, то пропускаешь главное событие года и кучу движух. В последнее время диджей, работающий на наших матчах, устраивает перекличку с этим слоганом – и болельщики подхватывают, кричат. Потом выкладывают фотографии с таким хэштегом.
В рамках промо мы выпустили несколько роликов, которые показывают, что хоккей важнее остальных дел. Видео выходят постепенно, как сериал.
Согласно исследованию Gallup, проведенному в прошлом сезоне, изрядная доля аудитории «Северстали» – это семьи. Многие клубы стремятся к этому годами, но все равно не получается, а у нас все сложилось уже в первом сезоне.
Вероятно, большую роль в этом играет ДЮСШ, где у нас бесплатно занимаются 900 детей – все они болеют за «Северсталь», многие хотят ходить на матчи с родителями. Но мы и сами работаем над увеличением семейной аудитории органическим путем: поставили PlayStation, наняли диджеев, устраиваем конкурсы (то же одевание на скорость), бесплатный маникюр для девушек.
Недавно у нас также открылся бизнес-клуб, куда входят местные бизнесмены. Пока это просто клуб по интересам, но его члены уже дали нам немного денег на маркетинг и скоро полетят с командой в Китай. На самом деле, мы пока сами не знаем, куда нас приведет этот проект. Но должно быть интересно.
Дармоед рассказывает сказки. Вся эта служба в северстали полные бездарности. Сидят на бюджете и ни хрена не делают. Я живя в Череповце и увлекаясь спортом ни разу(!) не видел рекламы предстоящих матчей. Маркетинг отсутствует как опция. Даже по этой статье видно, что их деятельность сосредоточена внутри Ледового дворца. Задницы от рабочих мест лень оторвать. На хоккей ходят ровно те же и столько же сколько ходило в старенький Алмаз - 3 тысячи. Если бы этой службы не было совсем ничего бы не изменилось. Все их акции отдают попсой, даже иногда стыдно за глухую провинциальность.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]