Главная » 2019»Липень»3 » В Копенгагене – уникальный горнолыжный склон: зеленый, вообще без снега, на крыше завода
18:53
В Копенгагене – уникальный горнолыжный склон: зеленый, вообще без снега, на крыше завода
Это – гедонистическая устойчивость.
В последние несколько месяцев вы наверняка сталкивались в соцсетях с фотографиями странного склона, расположенного на крыше крупного здания: по нему съезжают люди на горных лыжах, хотя под ногами у них совсем нет снега – только что-то зеленое. Это новый курорт Копенхилл в 10 минутах от центра Копенгагена, который открывает миру новый формат городского пространства: с одной стороны – семейное развлечение под открытым небом, с другой – крупный зеленый проект, решающий проблемы с экологией. Дело в том, что само здание, по которому спускаются лыжники, – это мусороперерабатывающий завод, куда каждый день привозят 300 огромных грузовиков мусора. И люди, катающиеся по странному зеленому покрытию (о нем мы еще расскажем), не только занимаются спортом, но и узнают новое о состоянии окружающей среды. Причем разговор о мусоре и вредных отходах получается ненавязчивым и неназидательным – это особенно ценно.
Чтобы понять специфику Копенхилла, надо знать, что Копенгаген собирается стать первым в мире городом с нулевым выбросом парниковых газов – по планам правительства, это случится уже к 2025 году. Цены на отопление и электричество к тому моменту должны снизиться: на 10% – для частных домов и квартир, на 20% – для коммерческих помещений. Чтобы этот план осуществился, Копенгаген все активнее работает с возобновляемыми источниками энергии: ветром, геотермальными источниками и солнцем. Город постепенно отказывается от машин: если в 2015 году на велосипедах постоянно ездили 36% населения, то сейчас – уже 41%, а к 2025 году процент вырастет еще сильнее – велосипеды и общественный транспорт обеспечат 75% передвижений внутри города. В ближайшее время в Копенгагене запретят ездить на дизельном топливе, а все такси станут электрическими.
Копенгагену еще предстоит обновить инфраструктуру, отказаться от старых, но все еще больших и эффективных станций, работающих с невозобновляемыми источниками энергии – и маленькую часть нагрузки уже взял на себя тот самый мусороперерабатывающий завод Амагер Бакке, на крыше которого находится зеленый горнолыжный склон. Амагер Бакке сжигает тонны мусора (при температуре до 1000 градусов), но не выбрасывает токсичные отходы, а очищает все газы. Итог – отопление для 60 000 домов и электричество еще для половины этого списка (30 000).
Но не стоит думать, что завод Амагер Бакке решит все проблемы Копенгагена. Чтобы очиститься к 2025 году, городу нужно радикально сократить выбросы углекислого газа – на 928 тысяч тонн, а завод со склоном на крыше избавляет атмосферу только от 33 тысяч тонн.
Нестандартный формат мусороперерабатывающего завода придумал 44-летний датский архитектор Бьярке Ингельс. В последние годы он развивает концепцию «гедонистической устойчивости», описанную в книгах «Yes Is More: An Archicomic on Architectural Evolution» и «Hot to Cold: An Odyssey of Architectural Adaptation». Если коротко, это архитектура, которая «позволяет превратить сюрреалистические мечты в обитаемое пространство, сделать фантастику реальностью». Например, в 2016 году в Нью-Йорке на Манхэттене открылся жилой небоскреб VIA 57 West в форме тетраэдра – «courtscraper», то есть «сочетание небоскреба и здания с внутренним двором».
В родной Дании Ингельс пошел еще дальше и соединил возобновляемый источник энергии с развлечением. 85-метровая крыша завода стала парком: с крутой стороны – центр скалолазания, на спуске под углом 45 градусов разместился целый комплекс: 3 уровня горнолыжных трасс, пешеходный маршрут для хайкинга (с кустарниками и хвойными деревьями) и легкая зона апре-ски с рестораном.
Если вы никогда не катались на горных лыжах – не проблема. Во-первых, все снаряжение можно взять в аренду, во-вторых, для новичков предусмотрена очень простая зона.
«Длина трассы – 450 метров, так что мы можем адаптироваться под запросы разных аудиторий. Мы хотим, чтобы семьи проводили у нас все выходные, чтобы здесь встречались старые друзья, чтобы студенты могли повеселиться на свежем воздухе, – объясняет директор Копенхилла Кристиан Ингельс. – Одним словом, мы создаем зону, где все могут отдохнуть и позаниматься спортом. Кто уже стоит на лыжах – просто получит дополнительную возможность покататься или размяться перед поездкой в Альпы. Верхняя часть склона примерно соответствует уровню черной трассы. Середина – полегче, ее мы относим к красной зоне. Нижняя часть склона – синяя, по ней может проехать практически каждый. Благодаря такому ровному разделению мы открыты для всех: кто впервые приехал с детьми, кто хочет слегка потренироваться и даже фрирайдеров, которые способны на дикие трюки на вершине».
На строительство Копенхилла потрачено около 10 миллионов долларов, и в масштабах завода, который стоил 660 млн, это немного. Зачем нужна такая трата? Во-первых, подобная инвестиция оживляет завод и расширяет его финансовые возможности: один час катания стоит 20 евро, трехчасовой билет обойдется в 46 евро. Во-вторых, новое место силы гарантированно привлечет внимание не только коренного населения, но и туристов. Основатели проекта ожидают около 300 000 посетителей в год (из них 65 000 – непосредственно лыжники).
Главная причина приехать и посмотреть на Копенхилл – это, вероятно, особенное зеленое покрытие. Это невепласт – синтетический материал, разработанный в Италии во второй половине 1990-х для тренировок в любое время года. При спуске у человека не возникает ощущения, что он катится по резине – наоборот, кажется, что внизу – утрамбованный снег. Чтобы невепласт сохранял эти свойства, его периодически смазывают силиконом, а каждый посетитель перед спуском должен проехать на лыжах по специальной губке, содержащей силикон.
«Думаю, для каждого все это немного странно – катиться не по снегу, а по сухому зеленому материалу. Но после одной-двух попыток уже ничего не смущает, – рассказывает директор Копенхилла Кристиан Ингельс. – Вы привыкаете, мозгу кажется, что это обычное зимнее катание. Поэтому вы можете беспрепятственно кататься в любое время года и оттачивать технику даже без снега».