Главная » 2015»Лютий»4 » Как работает самая крупная и богатая в мире спортивная академия
12:20
Как работает самая крупная и богатая в мире спортивная академия
В Катаре умеют строить быстро. На возведение самой крупной и богатой в мире спортивной академии “Aspire” у подрядчиков ушло всего двадцать месяцев.
Над комплексом корпели семь строительных компаний 24 часа в сутки.
Рабочие включали по ночам фонари и продолжали копать, монтировать, класть кирпичи. Удовольствие обошлось заказчикам в миллионы долларов.
Но что это для страны, которая в ближайшее время собирается вложить в собственную инфраструктуру 280 миллиардов? Круче только Сингапур. Местные газеты, ненавязчиво предлагаемые к завтраку в нашем отеле “Millennium”, выводят крупным шрифтом на первой странице космическую сумму и с элегантностью фокусника ретушируют факт о конкуренте. Это почти как в спорте: есть только первое место.
Идея посетить чудо-академию во время пребывания на чемпионате мира по гандболу пришла в голову генеральному директору минского СКА Павлу Галкину еще на родине. Глава гандбольной федерации Владимир Коноплев задумку поддержал. Подготовка молодых спортсменов — то, о чем в белорусском гандболе говорят много.
Это сегодня мы брюзжим, что незадачливая сборная Беларуси проиграла бразильцам и фактически распрощалась с шансами пробиться в плей-офф. А завтра, если не вырастет смена, будем морщиться после безнадежных поражений еще на стадии квалификации топ-турниров. А ведь это две совершенно несопоставимые грусти.
Поэтому экскурсантов набралось на целый автобус — от специалистов, возглавляемых легендарным Спартаком Мироновичем, до журналистов и телевизионщиков, которым было просто интересно.
Встречали гостей у входа в комплекс британец Крис Ирл, спортивный директор, и каталонка Аиша Мария Фонте, отвечающая в академии за диалог с просто гостями и VIP-визитерами (делегация, ведомая Коноплевым, прошла под грифом “почетной”). На пару им понадобилось меньше часа, чтобы передать опыт, нажитый с 2005 года, из уст катарских в головы белорусские.
В комплексе “Aspire” (наиболее точный перевод — “устремленность”) четырнадцать футбольных полей, около сорока площадок, пригодных для всего остального, что только может взбрести в голову. Однако целенаправленно здесь развивают лишь пять видов спорта: футбол, легкую атлетику, настольный теннис, сквош и недавно примкнувшую к ним гимнастику.
По этим направлениям созданы секции, набраны дети, сформированы группы, разработана система подготовки. Можно заняться и баскетболом, конечно, но на любительском уровне.
Забавно, что топ-5 видов в академии познают всего 324 ребенка, тогда как в одной минской ДЮСШ имени Спартака Мироновича гандболом занимаются более четырехсот. Еще забавнее, что в школе минского СКА на всех детей приходится тринадцать тренеров, а в “Aspire” — более сотни! В среднем на одного наставника — трое подопечных.
Правда, в это число вмещаются не только те, кто непосредственно проводит тренировки, но и научные работники, занимающиеся вопросами спортивной психологии, медицины, восстановления…
Причем учатся здесь дети исключительно с катарским подданством. А учат — тренеры со всего мира, лучшие в своих областях. Например, если дело касается настольного тенниса, это китаец или сингапурец, если футбола — голландец.
На одного мы с коллегой Николаевым, оставшись побродить по комплексу по завершении официальной программы, даже натолкнулись и попробовали разговорить. Однако случился оглушительный провал.
“Вы футбольный тренер?” — “Да”. — “Давно здесь работаете?” — “Четырнадцать лет. Начал еще до того, как этот спортивный центр был построен”. — “Чувствуете, что академия дает результат?” — “Если вы задаете такой вопрос, значит, не выполнили домашнее задание. Вы сами откуда?” — “Из Беларуси”. — “Вот почитайте о наших выпускниках и сравните с тем, что происходит у вас. Получите ответ”. — “Мы хотели бы узнать впечатления человека, который здесь уже поработал…” — “Все вопросы уточните на ресепшен”. После чего голландец встал со стула и растворился в воздухе, оставив нас чесать затылки.
А с какой готовностью за полчаса до этого на любые вопросы и предложения откликалась Аиша Фонте! Галкин интересовался: “А если наша гандбольная команда захочет приехать сюда потренироваться?” — “Без проблем. Вам только надо подать заявку, у нас обычно составляется расписание на шесть-восемь месяцев вперед”.
— “А если здесь захочет выступить наш тренер Спартак Миронович, дважды завоевывавший олимпийское золото?” — “Без проблем. Вам только нужно отправить на наш электронный адрес резюме коуча на английском”. — “А если…” — “Без проблем. Мы всегда открыты для сотрудничества”.
Каталонка несколько раз подчеркнула, что сегодня для академии обмен опытом — приоритет. Гораздо важнее денег. Поэтому прилагаются все усилия, чтобы лучшие спортсмены приезжали в “Aspire” и мотивировали юных катарцев одним своим присутствием.
Именно поэтому в одном из коридоров комплекса на стене за стеклом висит форма Роналдиньо и бутса Месси, а между ними — доска с автографами почетных гостей. Пеле, Марадоны — тех, на кого хочется быть похожим если не в жизни, то на поле.
На прошлой неделе здесь тренировалась мюнхенская “Бавария”, в феврале приедет “Барселона”, еще вчера работал “Зенит”. Для футболистов Доха стала практически идеальным адресом межсезонной подготовки: отличные условия, хорошая погода, никто не докучает — трудно представить толпу местных жителей, которые набросятся на Месси или Рибери ради фотографии со звездой.
Однако это и проблема. В списке предпочтений катарца-обывателя спорт вряд ли входит даже в топ-20. Они живут чем-то совершенно другим — для нас загадочным. Аиша Фонте вздыхает: у академии нет проблем с техническим обеспечением, первоклассных тренеров с избытком, но волнует... дефицит детей.
Ограниченный человеческий ресурс двухмиллионного Катара, помноженный на общую индифферентность к спорту, заставляет искать радикальные решения. Как вариант, приглашение ребят из других стран с перспективой натурализации. В гандболе такая методика опробована на взрослых, у которых парни вроде Даниэля Шарича и Рафаэля Капоте вывели хозяев чемпионата мира в плей-офф.
Особые надежды у академии на местный футбол. Интерес публики к самой популярной игре на планете медленно, но ползет вверх, периодически совершая разовые скачки, когда спарринги в Дохе проводят клубы уровня мадридского “Реала”.
А жемчужиной комплекса “Aspire” Аиша назвала крытую поляну, сильно напоминающую минский футбольный манеж. Газон — как и в Веснянке, искусственный. Но каталонка с гордостью заявила, что если бы она нам об этом не сказала, сами мы ни за что не догадались бы. Последнее поколение, современнейшие технологии.
Вскоре после кульминации обход завершился, шумные белорусские гости расселись в автобус, чтобы вернуться в отель. Мы с Николаевым подошли к Аише: “Не торопитесь? Хотим задать еще пару вопросов”. — “О! Только не сейчас. Через семь минут прибудет новая команда — ее нужно расселить и отвести на обед. Приходите в следующий раз, или пишите на мэйл, или звоните”.
Ну, ладно. Мы все понимаем. Тяжело лепить звезд мирового футбола из детей, которые сомневаются, что именно такую судьбу они себе хотят, и которым не надо копить на “Land Rover” — у них уже есть. Удачи вам! Пусть у вас все получится.