60 лет назад началось строительство стадиона «Лужники».
В декабре 1954 года правительством СССР было принято решение о строительстве Центрального стадиона в Лужниках.
За свою историю главный спорткомплекс страны пережил несколько реконструкций. Но таких радикальных обновлений, как сейчас, он не знал никогда.
В наши дни идет перестройка Большой арены и плавательного бассейна; продолжается благоустройство парковой зоны «Лужников».
Об истории этой местности в излучине Москвы-реки и основных вехах создания стадиона рассказывает Александр Маркин.
Село Лужниково, существовавшее на месте нынешнего стадиона, впервые упоминается в летописи 1472 года. С тех времен и вплоть до начала прошлого века эта местность была известна своими заливными лугами.
В заболоченных низинах Лужников царь Алексей Михайлович любил охотиться на уток. Позже на здешних сочных лугах пасли лошадей из государевых конюшен.
В ХVIII веке здесь построили каменную церковь Тихвинской Богоматери (в ней Александр I однажды присутствовал на литургии по случаю закладки на Воробьевых горах храма Христа Спасителя).
В том же столетии Лужники отделил от города Камер-Коллежский вал: его очертания почти в точности повторяет ныне существующая железнодорожная насыпь. Кстати, этот земляной вал спас Лужнецкую слободу от пожара 1812 году.
На картах и фотографиях первой половины ХХ века мы видим на месте будущего стадиона немногочисленные деревянные домики, пустыри, огороды, артиллерийский завод (позднее – авиационное предприятие «Союз»), склады, лодочные причалы и даже маленькую верфь.
В 1930-е годы резинотехнический завод «Каучук» построил здесь небольшой стадион «Химик» – первое спортивное сооружение в этой местности.
В период индустриализации близ станции МОЖД Воробьевы горы появилась база стройматериалов. На нее привозили с металлургических заводов Урала и Донбасса фермы для мостов, тюбинги для метрополитена, стальные конструкции для Дворца Советов и послевоенных высоток.
Ведущие архитекторы еще в 1920-е годы «положили глаз» на этот заброшенный район в черте города. Лужники казались идеальной площадкой для градостроительных экспериментов.
Алексей Щусев предлагал создать здесь зону отдыха и спорта. Александр Власов в 1930-х выполнил несколько эскизов с видами «новых Лужников»: на Ленинские горы планировалось перебросить два автомобильных моста, Окружную железную дорогу спрятать под землю, на самом полуострове создать сказочной красоты спортивно-парковый комплекс.
Радикальная перестройка в Лужниках предусматривалась и Генпланом реконструкции города 1935 года. Но камнем преткновения для всех проектов становилось низменное расположение местности.
Осушать заболоченные луга и укреплять зыбкий берег было дорого. И проекты всякий раз откладывали. К тому же главный стадион страны (имени Сталина) еще до войны начали строить в Измайлове.
Не доходили руки до Лужников и в первые послевоенные годы. Но и оставлять этот район в столь плачевном состоянии никак было нельзя.
На холме за рекой строился университет, а с его верхних этажей и близлежащей смотровой площадки по-прежнему открывался вид на покосившиеся бараки и чахлые огороды.
Тем временем «сталинская» спортивная стройка в Измайлове окончательно забуксовала. И новый лидер страны Никита Хрущёв принял волевое решение: осушать низину и строить в Лужниках главный стадион!
На его главной арене с трибунами на 100 тысяч зрителей летом 1957 года должно было состояться открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
И в последние дни 1954 года на всей территории Лужников закипела работа. Сносились жилые домики (из них выселили 8 тысяч человек), шли на слом допотопные складские постройки и лодочные пристани.
На месте Васильевского луга, известного еще со Средних веков, возникли зеленые аллеи с фонтанами и скамейками. Не устояла и полуразрушенная Тихвинская церковь – в память о ней несколько лет назад на Лужнецкой набережной установили часовню.
Руководителем группы архитекторов для проектирования спортивных объектов назначили А.В. Власова, который еще в 1930-е годы занимался благоустройством ЦПКиО и Пушкинской набережной.
Поборник классической гармонии, Власов придал «Лужникам» черты «советского Колизея», стилизовав арены под античность. По-видимому, зодчий предчувствовал, что здесь когда-нибудь пройдут Олимпийские игры.
За полтора года нужно было построить Большую и Малую спортивные арены, плавательный бассейн, а также крытый Дворец спорта (это сооружение, нарушающее симметричную «триаду» Власова, включили в план в последний момент).
А еще – облагородить запущенную местность, оборудовать пристани для теплоходов, создать современную инфраструктуру.
«Строителям надо было уложить 250 тысяч кубометров бетона, 70 тысяч кубометров кирпича, здесь работало 30 башенных кранов, 85 бульдозеров, 25 тысяч строителей…
Грунт был привозной, поэтому пришлось изрядно потрудиться агрономам, чтобы на таком пустыре прижились 50 тысяч деревьев и 380 тысяч кустарников», – пишет в своей книге бывший директор стадиона «Лужники» Владимир Алёшин.
Город бросил в Лужники лучшие силы, на ударной стройке трудились квалифицированные мастера и студенческие отряды.
И ответственное задание было выполнено в срок: уже в августе 1956-го на Большой арене стадиона им. В.И. Ленина прошло открытие Cпартакиады народов СССР. Планируется, что на этой арене состоятся и матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
Московская перспектива