Из всех украинских арен харьковская –
единственная, которую готовила украинская команда проектировщиков. Как
создать стадион Евро? Чем отличаются стандарты УЕФА? И какие
альтернативные варианты рассматривались, прежде, чем появилась
крыша-«паук»? Об этом в эксклюзивном интервью Информационному центру
«Украина-2012» рассказал главный архитектор проекта стадиона Александр
Чуб.
– На сколько это сложно - спроектировать стадион?
– Я занимаюсь стадионом с 1983 года, задолго до Евро. И пришел к
выводу, что проектирование стадиона можно сравнить только с
проектированием большого медицинского комплекса или крупного
микрорайона. Это высокий уровень привлечения технологий и большого
количества субподрядчиков. На стадионе было привлечено более 10
субподрядных проектных организаций. В проектировании крыши, например,
принял участие Харьковский филиал института имени Шимановского.
В генплане Харькова была зарезервирована территория для строительства
новой спортивной арены, но когда Украина выиграла право на проведение
Евро-2012, было принято правильное решение реконструировать существующий
стадион «Металлист». Это позволило Харькову сохранить время и получить
статус принимающего города.
Харьков - единственный город-хозяин Евро, где над стадионом работала
исключительно украинская команда. Первоначально город был на скамейке
запасных. Совместные усилия проектантов и строителей, сокращение времени
строительства показали, что Харьков готов вовремя построить арену для
игр международного класса. Нам помогла любовь к стране и городу.
В числе команды, которая хорошо поработала, могу назвать Киевский
авиационный университет, который делал аэродинамические исследования
выносливости крыши стадиона. Теперь мы можем рекомендовать их российским
коллегам проектировщикам в исследовании моделей их стадионов. Хороший
фронт работ выполнен инженерами по расчетам освещения. Они составили
конкуренцию компании «Филипс» и победили в тендере. Теперь у нас
замечательный осветительный комплекс, где мы получили более 2000 люкс и
можем развить систему до 2400.
Вообще на стадионе все крупно масштабное. Например, вес крыши - 3,5 тонн над головой.
«Металлист» - одна из старейших арен страны. Она была создана в 1925
году по инициативе советского наркома Анастаса Микояна. В 1927-м
появились головные сооружения: 2 небольшие трибуны и беговая дорожка, а
также футбольное поле. По стандартам тех лет этого было достаточно.
Первый проект арены выполнил архитектор Зиновий Пермиловський. Когда мы
покопались в истории, то узнали, что в те времена он был еще студентом.
Тем не менее, объект является очень интересным с точки зрения стадионной
архитектуры. Теперь, после реконструкции, объекты, которые удалось
сохранить, получили статус культурного памятника. В частности, мы
сохранили фрагмент фасадной части восточной трибуны от З.
Пермиловського, входной павильон-ротонда. Сохранена и скульптура
дискобола. Я считаю это достижением в культурном смысле. Историческая
составляющая ценится и в Европе.
– Арена работает уже полтора года. Можете отметить ее сильные стороны?
– У нас, во-первых, оригинальная крыша. Мы не могли опираться на старые
трибуны, поэтому придумали конструкцию, которая накрывает их как «паук»
с опорами вне чаши стадиона. Во-вторых, есть собственная
спайдер-камера, которая летает над стадионом в трех измерениях. Такого
нет ни на одном стадионе Украины. И в Европе это считается дорогим
удовольствием. В-третьих, то, что нам удалось сохранить и включить в
состав комплекса все, что имеет статус памятника архитектуры, я также
считаю нашим достижением. Аутентичный фрагмент восточной трибуны вместе с
входным павильоном стал исторической визиткой стадиона.
В-четвертых, многофункциональность - тоже преимущество арены. Лично я
не являюсь сторонником строительства арены исключительно для футбола. На
городском стадионе должны быть представлены другие виды спорта. Мое
поколение помнит на стадионах тысячи зрителей, которые болели не только в
футболе, но и на легкоатлетических соревнованиях, других видах спорта.
Если удачно совместить легкоатлетическую составляющую и футбольную - это
только плюс. Мы можем быть аккредитованы на международные соревнования
по легкой атлетике.
В целом арена настроена работать не только на Евро, но и на будущее. Мы
сделали оптимальный стадион для нашего города. У нас стабильно
заполнены 40 тысяч мест.
– В каждом из четырех городов подчеркивают, что их газон будет лучшим. Чем будет отличаться поле в Харькове?
– Требование УЕФА - стадион Евро должно иметь естественное покрытие. У
нас газон будет круглогодично зеленым. Игры Лиги Европы, состоявшиеся на
«Донбасс Арене» и «Металлисте» - проводились уже на живом газоне
необходимого уровня.
«Металлист» пережил несколько «газонных» эпох. В 60-е годы было обычное
травяное поле. Потом сделали дренажные трубы под газоны - долгое время
это было лучшее поле в СССР, и одно из лучших в Европе. Сегодня по этому
параметру мы снова хотим вырваться вперед.
Газон - это не просто многослойное покрытие. Он включает в себя много
инженерных систем: полив, подогрев, дренаж и систему аэрации, все другие
направления, которые поддерживают газон в надлежащем состоянии. Сейчас
мы делаем принудительный дренаж. И когда в городе будет ливень, газон
будет почти сухой, так влага здесь всасывается «дренажной» губкой. По
трубам будет подаваться воздух для аэрации. Ранее газон имел подогрев
кабелем, сейчас меняем на водный подогрев - это раствор воды с
этиленгликолем.
Мы знаем, что донецкий газон - дорогой и добротный. Но на «Металлисте»
он не хуже. Сейчас работаем с командой специалистов, которая имеет
мировой опыт и обладает самыми современными технологиями.
– Расскажите, как появилась крыша-«паук»?
– Было несколько вариантов покрытия арены. Один рассматривался как
крыша-колесо, что должно опираться на 4 башни в разрывах между
трибунами. Это было кардинально другое архитектурное решение. Но, оценив
риски, мы поняли, что для такой конструкции у нас слишком тяжелая крыша
- 3,5 тонн. Такая кровля могла повредить фундаменты трибун. Поэтому мы
отказались от «колеса». Другой вариант - гигантские арки. Но так как
арка требовала больших расстояний, а с одной стороны мы были ограничены
улицей Плехановской, вариант отпал сам собой.
В
нашей ситуации, когда есть 4 разные трибуны, необходимо было найти
какую-то объединяющую идею, архитектурный акцент. Поскольку мы
реконструировали арену, не прерывая игры, нашли решение - поставили
опоры и растяжки. Конструкция всем понравилась. Кто-то увидел краба,
кто-то - паука. Главное - мы нашли единое решение. «Паук» не опирается
ни на одну из трибун и при этом остается супернадежным. Предусмотрена
аппаратура полного мониторинга конструкции, в частности, покрытие. В
расчетах мы рассматривали возможность потери устойчивости опор и
спроектировали таким образом, что опора может выйти из строя, а
конструкция выстоит. Поэтому крыша-паук стал оптимальным выбором. И на
уровне безопасности, и на уровне архитектурного решения, конструкция
объединила все трибуны и сделала единственным образ стадиона.
– Как было работать с УЕФА?
– Непросто. Ведь стандарты УЕФА - понятие относительное. Их
документация постоянно меняется. Например, сначала был предусмотрен
блок кабинок для комментаторов. Это довольно сложная задача, но мы ее
выполнили. Через год изменились требования - все места комментаторов и
журналистов были перенесены на поверхность западной трибуны - так
называемой медиатрибуны.
Тоже самое произошло и с санитарной зоной. Соотношение мужских и
женских туалетов неровное (65% до 35%), но поскольку на женщин норматив
выше - получается поровну. Стандарты УЕФА в течение реконструкции
менялись - в результате вдвое увеличилось количество туалетов.
Вообще стадион является сложной инженерной конструкцией. Он
многослойный. Здесь есть собственно футбольные технологии,
технологические системы поля, работу которой обеспечивает много машин.
Третий уровень - весь комплекс обслуживания зрителей. Наш стадион имеет
вместимость около 40 тысяч. Требования УЕФА такие: он должен наполняться
в течение одного часа, а эвакуироваться в течение 8 минут. Подобных
нормативов для стадионов до августа прошлого года не было в украинских
государственных строительных нормах.
Кроме этого, комплекс для зрителя включает размещение, передвижение,
места для сидений, которые должны быть достаточно комфортными и
вандалоустойчивыми. Трудно дался в проектировании вопрос угла зрения на
поле в условиях реконструкции. С этой проблемой столкнулись и на НСК
«Олимпийский», но каждая арена нашла решение. Еще одно требование УЕФА -
сегрегация разных групп зрителей. Необходимо разделить фанов на
трибунах, VIP-зрителей, журналистов, собственно футболистов,
представителей УЕФА. В каких-то точках они могут встречаться, в каких -
нет.
Важной составляющей стадионов является комплекс телетрансляции:
передаточные станции, энергетический блок, обеспечение трансляции. Когда
мы проектируем арену, думаем, что делаем ее только для зрителей. На
самом деле она создается, прежде всего, для телезрителей.
Провокационный заголовок. Стадион конечно хорошо укомплектован и многое на нём действительно высочайшего класса. Но то, что трибуны оставили с беговыми дорожками - сводит чуть ли не на ноль все эти потуги повысить статус стадиона. Выше среднего (по общемировым стандартам) ему не прыгнуть. Хотя, напичкан он в разы круче, скажем, Днепр-Арены.