На открытой площадке, свободной от бурьяна, кустарников и деревьев,
развернулся «штаб на колёсах» для управления полётами. В грузовом
автомобиле – крылья, фюзеляж, двигатель, хвост и другие детали
мини-самолёта, а также станция с необходимым программным обеспечением.
Сборку
летательного аппарата операторы начинают за 40 минут до старта. Первым
делом «натягивают» специальную рогатку-катапульту, из которой самолёт в
прямом смысле выстреливают в небо. Для этого достаточно порции сжатого
воздуха, который давит на стержень, закреплённый в поршне беспилотника, и
выталкивает его, придавая скорость.
Владимир (слева на фото ниже) несколько лет водил военные корабли по
морям и океанам. А потом ушёл в авиацию – беспилотную. Его «Птеро» -
такое имя носит самолёт - уже пролетел полстраны. Воздушное судно весом
всего 20 килограммов стало незаменимым помощником энергетиков.
Беспилотник с видеокамерой на борту, патрулируя электросети, обнаружил
не одно повреждение линии электропередачи.
Уже несколько месяцев «Птеро» на службе у олимпийских строителей. С
определённой частотой он кружит над возводимыми в прибрежном и горном
кластерах спортивными объектами и фиксирует всё, что видит.
«Добытую» самолётом с высоты птичьего полёта информацию обрабатывает
компьютер. Он «сшивает» десятки снимков. Все новые данные вносят в
геоинформационную систему, разработанную ГК «Олимпстрой» для мониторинга
хода строительства олимпийских объектов. Любое изменение ландшафта
снимается заново и вносится в программу.
Вернуть за вознаграждение. Объявление на крыле самолёта - на всякий
случай. Если ветер подует внезапно и сильно, «птица» из железа и
композита может сбиться с курса. За полтора лётных года она ни разу не
была в розыске. Бдительные операторы уточняют прогноз погоды несколько
раз: за неделю, за день и даже за минуты до вылета.
Второй Владимир укладывает в корпус беспилотника миниатюрный парашют,
который выбрасывается и раскрывается при посадке. Чтобы она была
мягкой, самолёт оснащён надувной подушкой. Она спасает хрупкий аппарат
от повреждений при столкновении с землёй.
Под крылом самолёта - камера, фиксирующая мельчайшие детали.
Благодаря электродвигателю, работающему бесшумно и ровно, даже на
скорости 60 километров в час борт не трясётся, и изображение получается
чётким.
Беспилотный самолёт с электродвигателем и размахом крыльев почти 2
метра – отечественной сборки. Его производят энтузиасты своего дела,
организовавшие предприятие малого бизнеса. Их летательные аппараты уже
составляют конкуренцию большим вертолётам, с помощью которых также
проводится аэрофотосъёмка территорий, но за более высокую цену.
Перед стартом операторы проверяют, как работают механизмы. Самолёт прослушивают и простукивают, как врач пациента.
Минута до старта. На взлётной полосе препятствий нет. Пневматическая
катапульта заряжается сжатым воздухом, давление 30 килограммов.
Традиционное гагаринское «поехали» и беспилотник отрывается от земли,
разгоняется, за считанные секунды взмывает в небо, набирает высоту.
Аппарат летит вслепую, по заранее заданной компьютером программе.
«Поводырь» Владимир на земле лишь вносит небольшие коррективы в маршрут.
Путь сложный: за 40 минут нужно добраться до квадрата А, в котором
необходимо крутить «восьмёрки» радиусом 5 километров на высоте 350
метров.
Самолёт «Птеро» превратили в идеального воздушного разведчика. Всё,
что «замечает» беспилотник, потом изучают. Полная и достоверная
информация помогает следить за ходом олимпийского строительства на всех
уровнях.
Ровно 40 минут между небом и землёй. Время на полёт определяют
специалисты Международного аэропорта города Сочи, расположенного
поблизости. Бесшумный и почти невидимый мини-аппарат не должен стать
помехой на пути больших пассажирских самолётов.
Выполнив задание, беспилотник идёт на снижение. Покружив над головами, он приземляется ровно туда, где его ожидают операторы.
Несколько минут передышки для техники и персонала. После проверки
всех систем разведчика снова отправляют на задание. Ещё сорок минут он
будет кружить над олимпийскими объектами. И так несколько дней подряд,
чтобы на карте главной стройки страны не было белых пятен.