Несмотря на бахвальство и гонор польской стороны,
стадион открытия Евро-2012 в Варшаве был открыт с полугодичным
опозданием в прошлое воскресение - 29 января 2012, последним из четырех
польских Евро-объектов.
Понятное дело, не обошлось и без кульминации сего затяжного открытия.
Ведь последние разрешения от властей города на проведение мероприятия
были получены лишь после обеда в минувшую пятницу, а чуть ранее - утром
того же дня - министр спорта Польши Иоанна Муха билась об заклад с
прессой, что если открытие не произойдет в назначенный срок, то она
созвучным с её фамилией насекомым пронесется вокруг Национального
стадиона. Как говорится, риск - дело благородное, но бегать вокруг
стадиона Госпоже Мухе не придется, пока. Ибо, выпив шампанского на
церемонии открытия, она тут же пригласила всех 12 февраля на совместную
пробежку опять же в районе Национального стадиона. Такие вот страсти
по-польски.
Само же открытие произошло с умеренной для таких событий организационной
неразберихой, выступлением представителей польского шоубиза и
украинской группы «Гайдамаки», пытающихся разогреть заиндевевшую от
10-15градусного мороза варшавскую публику, и 6минутным фейерверком в
завершении. Путь домой гостей варшавской арены был полон пробок в
полуперекрытом центре города, но в то же время исполненным тепла забитых
автобусов и трамваев.
Далее, в июне этого года, яркой вспышкой матчей озарятся стадионы в
Варшаве, Познани, Вроцлаве и Гданьске..А что ждёт эти сооружения, когда
прозвучит последний свисток и погаснут прожектора на мачтах?
И речь даже не идёт о возврате тех капитальных инвестиций, которые пошли
на постройку каждого из объектов к Евро-2012 (Варшава - свыше 600
млн.долл., Познань - около 200 млн.долл., Вроцлав и Гданьск - свыше 250
млн. долл. каждый). Такие затраты вернуть вряд ли удастся, а вот за счёт
чего польские операторы стадионов хотят оставаться на плаву и
оплачивать текущие расходы стоит разобраться.
Начнем с Варшавы. Здесь оператором стадиона выступает
Национальный центр спорта, полностью государственная компания.
Оперировать здесь воистину есть чем. Пред нами многофункциональное
спортивное сооружение с полностью закрывающейся крышей с трибунами на 58
000 зрителей практически в центре города. Соответственно и возможностей
заработать предостаточно.
По официальным заявлениям оператора объекта годовые затраты на его
содержание составят свыше 5 млн.долл. Правда, сразу же уточняют, что
данная сумма покрывает лишь постоянные затраты. По сути, при нормальной
загруженности стадиона данная сумма возрастает как минимум в два раза.
Давайте посмотрим «где деньги, Зин» для наполнения доходной части
бюджета.
Национальный центр спорта отказался в своей деятельности от
самостоятельного поиска и организации массовых мероприятий (матчей,
концертов итп.) для варшавского стадиона, сконцентрировавшись главным
образом на теоретически самом простом управлении - распоряжением арендой
поверхностей арены. Но это только теоретически, ведь подбор богатых и
добросовестных съемщиков для площади в 26 тыс. кв. м. будет на самом
деле непростым управленческим вызовом. По большому счёту, «пристроив» в
аренду самый ликвидный продукт - 68 VIP-лож (так называемые «skyboxes»)
- Национальный центр спорта сможет практически выйти в ноль в годичном
бюджете, ведь аренда на год одной такой ложи оценивается в 150-250 тыс.
долл. Но ведь остается ещё офисная площадь и коференц-залы - каждый из
этих продуктов может принести по 1,5 млн. долл. дохода в год.
Идем
далее, в прошлом году был проведен тендер на право предоставления
кейтеринг услуг на территории стадиона. Победителем стала международная
компания Sodexo, специализирующаяся на предоставлении комплексных
решений в сфере аутсорсинга. По оценкам аудиторской компании KPMG такая
сделка пополнит приходную часть бюджета Национального центра спорта ещё
на 3 млн. долл в год. Оператор стадиона, используя наилучшие мировые
практики в управлении подобными объектами, амбициозно рассчитывает на
очередные 1,5 млн. долл./год от прочей аренды (свадьбы, ярмарки,
выставки, слёты свидетелей Иеговы итп.) Стоп, скажите Вы, а как на счёт
аренды футбольного поля? Ведь стадион-то строился под футбольный
чемпионат Европы. Что ж, жизнь диктует другие условия. Варшавская Легия
уже несколько месяцев играет на собственном новеньком и уютном чисто
футбольном стадионе, Полония, по слухам, также имеет в планах
реконструкцию старого, а то и постройку нового современного стадиона.
Так что аренда газона так и останется в прочих доходах для 1-2 матчей
сборной в год в Варшаве. Но подведем итоги по возможным доходам от
аренды площадей и продажи права на предоставление кейтеринг услуг.
Получается совсем недурственно - 17,5 млн. долл. против 10 млн. долл.
текущих затрат. Следует учесть, что все это амбициозные планы на бумаге.
На данный же момент по информации от Национального центра спорта
подписано договора на 30% VIP-лож. Что ж, динамика неплохая, а как будет
в итоге - жизнь покажет.
Другим нетипичным источником доходов для Национального центра спорта
может быть продажа права на название стадиона. Сегодня множество
спортивных сооружений в своем названии имеют известный бренд, который
щедро платит за такую привилегию. Немецкий страховой гигант
рекламируется в Мюнхене на стадионе Allianz Арена за 6 млн. евро в год.
Лондонский Арсенал играет на стадионе Emirates, титульным спонсором
которого на 13 лет стали авиалинии Арабских Эмиратов, по 8 млн. евро в
год. В Франкфурте находится Comerzbank Арена, в Лондоне - О2 Арена (по
названию телекоммуникационного оператора). Практика продажи прав на
название спортивных объектов, называемых теперь не стадионами, а
«аренами», докатилась и до Польши. Так, имеется Dialog Арена в Люблине,
Winiary Арена в Калише, Atlas Арена в Лодзе. Но наибольшее впечатление
произвела сделка по продаже прав на название стадиона в Гданьске,
построенного к Евро-2012. Сооружение будет называться не столь эффектно,
но вполне прибыльно: РGE Арена Гданьск. За пятилетний контракт
Польская энергетическая группа заплатила почти 12 млн. долл. А сколько
стоили бы права на название Национального стадиона в Варшаве?
Специалисты KPMG оценивают подобную сделку в 3-5 млн. долл. в год. Но
переговоры на разных уровнях длятся уже более года, а окончательного
решения относительно целесообразности продажи прав, а значит и изменения
названия «Национальный», все нет. Опросы общественного мнения
выказывают негативную оценку изменению названия столичного стадиона,
построенного за бюджетные средства. В обсуждение включаются активные
болельщики, собирая подписи против коммерциализации названия и не желая
ощутить себя в шкуре,к примеру, мюнхенских и лондонских болельщиков,
которые с горечью называют свои стадионы: Arroganz (с нем. яз.
«надменный, высокомерный») Арена и Арсенал Терминал соответственно.
Что ж, с Варшавой разобрались, двигаемся дальше по карте Польши на север, к портовому городу - Гданьску.
Здесь оператором стадиона на 10 лет, начиная с 5го августа 2011 года,
стала фирма «Лехия Оператор», аффилированная к одноименному футбольному
клубу из Гданьска. До этого власти города успели, как мы уже выяснили
выше, очень удачно продать права на название стадиона компании PGE за
около 2,4 млн. долл. в год. Это позволяет покрыть львиную долю текущих
расходов стадиона, оцениваемых в 3-4 млн. долл. Оставшаяся часть затрат
должна финансироваться из доходов оператора от управления объектом (12
тыс. кв. м площади). Кроме того, город получает 650 тыс. долл. годовой
операторской оплаты + 5% от его годовой его прибыли. На бумаге все
красиво, но уже имеется открытый конфликт властей Гданьска с «Лехией
Оператором», которая успела не оплатить 100 тыс. долл. обязательств по
операторской оплате (установленной как ежемесячная). Кроме того прошлый
год фирма закончила с убытками, не организовав ни единого массового
мероприятия, кроме матчей Лехии и одного матча сборной, арендный бизнес
почти не движется. В воздухе завис скандал, тем более что в прессу
просочились факты переговоров мэра Гданьска с представителем оператора
стадиона во Вроцлаве - международным гигантом в сфере организации
массовых мероприятий SMG. А стало быть, можно ожидать даже разрыва
договора с нынешним оператором, и все это за пару месяцев до Евро-2012.
Раз уж речь зашла о Вроцлаве, то обратим наш взгляд на ситуацию в
этом юго-западном польском городе. Как мы уже знаем, оператором
стадиона стала фирма SMG. Договор подписан ещё в январе 2010 года на 12
лет. На основании договора американский консорциум должен содержать
инфраструктуру стадиона в надлежащем состоянии, управлять арендой
площадей (10 тыс. кв. м.), а главное - привлекать на объект прибыльные
массовые мероприятия. Вроцлав оплачивает такие услуги суммой около 2,8
млн. долл. в год. Взамен коммунальная казна должна получать 85 % от
генерированной прибыли SMG в не менее 8 млн. долл. При оценочных
затратах на содержание стадиона, приближенных к подобным в Гданьске,
бизнес-план вырисовывается «на отлично». Но не все так гладко, пока.
Несмотря на тот факт, что на открытии стадиона был организован матч
Кличко - Адамек, чуть позже концерт Джорджа Майкла, демонстрация
грузовиков Monster Jam, матч национальной сборной и был подписан
контракт на проведение всех матчей Шлёнска Вроцлав на Муниципальном
стадионе, власти города выдвигают претензии, что до сих пор не найден
титульный спонсор стадиона, а коммерциализация площадей проходит
катастрофически медленно. Оператор же отвечает, что с титульным
спонсором существует предварительная договоренность и осталось утрясти
лишь детали, а сдача в аренду была длительное время просто-таки
невозможна из-за значительной задержки в постройке стадиона. Кроме того,
американцы не довольны, что власти города часто входят в сферу
ответственности оператора, чем уменьшают эффективность системного
подхода компании. Так и коротают время до начала Евро-2012.
Ну и наконец, Познань, западный форпост Евро-2012. Стадион был
сдан первым из польских объектов к Евро-2012 ещё в сентябре 2010 года.
По сути, это был проект реконструкции. Оператором стадиона стал
консорциум Марцелин Management и KKS (Железнодорожный спортивный клуб)
Лех Познань. Договор подписан на 20 лет и обяжет оператора к выплате
постоянной оплаты 1 млн. дол. в год, 7,5 % приходов в дни матчей, а
также 30% годовых доходов от продажи прав на название стадиона, но не
менее, чем 300 тыс. долл. в год. Текущие расходы на содержание стадиона
оцениваются в 2,5 млн. долл. в год. Наполнять доходную часть оператор
будет за счёт управления арендой площадей (10 тыс. кв. м.), дохода от
продажи прав на название стадиона, доходов от аренды стадиона под матчи
двух познанских клубов - Леха и Варты, а также под массовые мероприятия
(концерты, гонки, выставки итп.)
Пока что большинство из представленных доходов - лишь на бумаге. Чтобы
не повторить судьбу 7 из 10 стадионов, построенных под Евро-2004 в
Португалии, польским операторам стадионов, при поддержке местных и
центральных властей, нужно будет проделать колоссальный объем работы. А
пока всем четырем объектам в Польше грозит так называемый эффект белых
слонов, то есть возможные финансовые проблемы по управлению
дорогостоящими, по-своему «священными» объектами, построенными под
конкретное, ограниченное во времени мероприятие - Евро-2012.
UA-Футбол