В Астане намечается строительство Дворца единоборств, спроектированного архитектурной мастерской «Студия 44».
И хотя габариты будущего спорткомплекса достаточно скромны, он обещает стать важным акцентом в панораме казахской столицы.
Информация:
Архитектор: Никита Явейн Мастерская: Студия 44 Что: Дворец спортивных единоборств Где: Казахстан. Астана Авторский коллектив: Н. И. Явейн, Н. А. Смолин, Я. В. Смолина, Д. А. Гордина, Н. И. Новоточинов., при участии Е.А. Новосадюка, А.А. Патрикеева (визуализация)
Все фото кликабельны
Меньше года назад команда Никиты Явейна закончила в столице Казахстана возведение Дворца творчества школьников. И хотя теперь «Студия 44» создает объект иной типологии, Дворец единоборств можно рассматривать как логичное продолжение работы архитектурной мастерской над новым обликом Астаны. Тем более, что и для этого дворца в столице Казахстана выделено более чем заметное и важное с градостроительной точки зрения место – спортивный комплекс замкнет собой ось масштабной эспланады, ведущей от здания Министерства обороны в новостройки южной части города.
«Пожалуй, одной из главных задач, поставленных перед нами этим проектом, стал поиск оптимального соотношения между габаритами и архитектурой самого объекта и пространствами, которые он должен «удержать», – рассказывает Никита Явейн. Архитектор не преувеличивает: в Астане, создаваемой на наших глазах по политической воле руководства страны, камерных сооружений почти нет – этот город складывается из огромных кластеров, «маяком» каждого из которых становится во всех смыслах заметный объект. Упомянутое министерство не исключение, а начинающаяся от него эспланада – это широченный бульвар, простирающийся на много кварталов. Естественно, такая ось не может просто оборваться, но как быть, если проектируемый дворец имеет всего три этажа? Архитекторы нашли выход из положения: сам проектируемый объем трактован как ландшафтный объект, за счет чего бульвар здесь фактически взмывает ввысь, приобретая дополнительное измерение, а главным акцентным элементом становится кровля, «традиционно сильное место у дворцов спорта», как говорит Явейн.
Участок, замыкающий эспланаду, авторы проекта превращают в ландшафтный парк, расчерченный пешеходными дорожками на геометрические сегменты – точно такие же, из каких складывается генплан всей Астаны. Посреди парка возвышается холм – собственно, Дворец единоборств, – а за ним расположена вместительная наземная парковка, которую пологие зеленые склоны очень удачно маскируют. Подобный композиционный прием – «выращивание» здания из ландшафта – «Студия 44» использует не впервые: в Нижнем Новгороде мастерская предлагала спрятать в гигантский зеленый холм футбольный стадион, а для той же Астаны два года назад проектировала музей истории Казахстана в виде зиккурата, вписанного в парк. Оба этих замысла до реализации так и не дошли, так что архитекторы с легким сердцем использовали свои тогдашние наработки, придав эффектной идее максимальную рентабельность и практичность.
Под поросшие травой склоны авторы убирают двухэтажный стилобат здания, в котором сгруппированы все необходимые дворцу спорта помещения. Это и вестибюль с гардеробами, и тренажерные и разминочные залы, и медицинский центр для спортсменов, и зона СМИ, и даже помещения для VIP-гостей. Над холмом возвышается только зрительный зал с трибунами и комментаторскими кабинами, тогда как вся «внутренняя» жизнь дворца будет проходить на двух нижних уровнях. Сделано это, прежде всего, с целью разведения потоков: спортсмены и обслуживающий их персонал не будут пересекаться со зрителями, для которых вход в здание предусмотрен не только с земли, но и с кровли «холма», задуманной как открытое публичное пространство. Попасть на эту приподнятую над землей видовую площадку можно будет и из дворца, и непосредственно из парка – по многочисленным пологим лестницам.
Как уже говорилось, за харизматичность здания отвечает, прежде всего, его кровля. С высоты птичьего полета дворец напоминает несколько составленных вместе бобин с кинолентой, причем пленка из некоторых как бы вылезает наружу, привнося в облик сооружения дополнительную интригу. В анфас эти бобины оказываются сквозными пространственными арками – именно из них архитекторы собирают большепролетное сводчатое покрытие над спортивным залом. В плане арки сдвинуты одна относительно другой таким образом, что их пояса связаны между собой только на части пролета, а дальше примыкают к аркам по очертанию сводов – на разной высоте. Получившиеся за счет этого проемы заполняются стеклом, что и создает силуэт вроде бы простой, но запоминающийся.
Сооружение на холме напоминает железнодорожный дебаркадер, который архитекторы сначала разобрали, а затем собрали заново, намеренно перепутав отдельные элементы. Можно сравнить кровлю и со множеством переброшенных через холм мостов, одни из которых идут чуть выше, другие чуть ниже, а все вместе образуют очень живописную аркаду. Впрочем, сами авторы говорят, что подобный напряженный рисунок сводов ассоциируется у них «с мускулистыми борцами, чьи тела сплелись в единстве и противостоянии решительной схватки». В любом случае собранная из арок кровля, выразительная и сама по себе, особенно выигрышно смотрится на контрасте с мягкими очертаниями холма. Сочетая в одном здании элементы ландшафтного дизайна и предельно технократичное завершение, архитекторы «Студии 44» как нельзя лучше передают характер современной Астаны – города, в котором масштабные парки органично сочетаются с амбициозной хайтечной архитектурой.