Величественные трамплины – одни из самых ярких олимпийских сооружений. "Машины Олимпиады" рассказывают об их устройстве.
Соревнования по прыжкам с трамплина являются одним из самых зрелищных зимних видов спорта, а трансляции собирают внушительные рейтинги.
На этапах Кубка мира в Центральной Европе зрители занимают наиболее удобные места с пяти часов утра и стерегут их вплоть до окончания соревнований.
Лыжный трамплин – одно из самых сложных и дорогостоящих сооружений зимних Олимпийских игр.
Свою историю он берёт с конца прошлого века, когда спортсмены соревновались на трамплинах естественного происхождения, а искусственные трамплины появились уже в ХХ веке.
Один из первых известных ныне лыжных трамплинов был легендарный трамплин в норвежском Хольменколлене. Первый прыжок с него составил всего 21,5 метра.
Прыжки на лыжах с трамплина были представлены на всех без исключения зимних Олимпиадах в истории. Первый искусственный трамплин появился в 1925 году в немецком городке Гармиш-Партенкирхене.
Трамплин включает в себя стартовую площадку, где спортсмен ожидает сигнала рефери о возможности начать прыжок; горы разгона, где на специально подготовленной лыжне он набирает скорость до 80 км/ч.
После этого он отправляется на стол отрыва с уклоном 10 градусов, совершает прыжок и завершает его на горе приземления, где фиксируется его результат по дальности.
Площадь остановки, оборудованная контруклоном и ограждениями, предназначена для безопасности спортсмена, который там завершает своё выступление.
Одним из главных условий для строительства трамплина является его ветрозащищённость естественными преградами. Однако порывы ветра по-прежнему опасны для спортсменов.
Именно поэтому лишь в Сочи в программе Олимпийских игр будут дебютировать женские прыжки с трамплина.
В 1999 году в словенской Любляне российский прыгун Валерий Кобелев был подхвачен ветром и со страшной силой брошен на землю.
К счастью, спортсмен остался жив и здоров, хотя и получил серьёзное сотрясение мозга и четыре дня провёл в больнице, будучи подключённым к аппарату искусственного дыхания.
Это казалось невероятным, но спустя год с небольшим спортсмен вернулся в большой спорт и после этого сумел показать несколько высоких результатов, в том числе и личный рекорд – пятое место на Кубке мира в Саппоро.
Полёты на лыжах со сверхвысоких трамплинов проводятся с 1969 года, когда был построен специальный трамплин для прыжков на большие расстояния в Планице (Югославия).
Этот трамплин считается самым большим и сегодня. Установленный на нём мировой рекорд прыжка составляет 239 метров.
С развитием экипировки прыгунов и улучшением их техники (в частности большую роль сыграло появление V-стиля) привело к необходимостью перепланировки всех старых трамплинов.
Её расцвет пришёлся на 1980-2000-е годы, однако многие трамплины были перестроены позже.
Олимпийский трамплин в Сочи расположен близ посёлка Эсто-Садок между двух хребтов и идеально защищён от ветра.
По оценке экспертов трамплин построен с учётом самых современных требований и по техническим характеристикам превосходит свой ванкуверский аналог, так как в практике строительства трамплинов следующий трамплин должен быть лучше предыдущего.
После Олимпиады сочинский трамплин станет тренировочной площадкой для сборной России.
Трамплин неразрывно связан с одной из самых ярких в истории церемоний открытия Олимпиады-1994.
Во время открытия Игр норвежский спортсмен Стейн Груббен совершил прыжок с олимпийским факелом на глазах у 50-тысячной аудитории, при этом огонь остался гореть.
Это событие стало первым в истории использованием трамплина в эстафете олимпийского огня.
Подъёмник на трамплин
Важную роль в проведении соревнований играют подъёмники и лифты, которые своевременно доставляют спортсменов к месту старта и позволяют обойтись без больших пауз в их выступлениях.
К примеру, на Играх в Ванкувере трамплин обеспечивал возможность повторных прыжков с интервалом в шесть минут.
Сочинский аналог не только не уступит своему предшественнику в быстроте и удобстве эксплуатации, но и, по мнению многих экспертов, превзойдёт его.
Сейчас без быстрой и удобной доставки прыгунов на стартовую площадку нельзя представить ни одно соревнование высокого уровня, однако на первые трамплины естественного происхождения спортсменам приходилось подниматься самостоятельно, тратя немалое количество времени и сил.
Лишь с 1930-х годов оснащение трамплинов подъёмниками и лифтами началось повсеместно, а вскоре требования к ним стали официальной частью технических характеристик трамплина.
Каждый прыгун знает свою очередь и старается заблаговременно подняться на трамплин, чтобы в спокойной обстановке настроиться на прыжок и подготовить экипировку.
Впрочем, случались и казусы. Так, известный финский прыгун, четырёхкратный олимпийский чемпион Матти Нюкянен накануне соревнований в норвежском Хольменколлене, которые традиционно проходят в конце сезона, хорошенько погулял в одном из баров.
В полночь товарищи по команде с трудом доставили его до номера, а наутро с трудом разбудили.
Сам спортсмен позже признавался, что чувствовал себя так отвратительно, что самостоятельно не смог бы подняться и на пятый этаж обычного дома, не говоря уж о трамплине.
В итоге спортсмен начал застёгивать лыжи ещё на подъёмнике и, соскочив с него, прыгнул без какой-либо подготовки.
То ли экстренная ситуация, то ли не выветрившийся в голове хмель хорошенько мобилизовали спортсмена, и финн улетел почти на пять метров дальше соперников, одержав одну из своих многочисленных побед.
Сочинские трамплины прыжкового комплекса "Русские горки" уже сейчас оборудованы самыми современными подъёмниками, а также лифтами. Скорость спуска и подъёма сравнима с обычным лифтом в любом жилом доме.
Впрочем, сами трамплины начали работать немного раньше своих подъёмников.
В момент торжественной церемонии открытия и совершения первых прыжков с ещё недостроенного прыжкового комплекса в феврале 2011 года в рамках Кубка России спортсменов наверх возили на специальных грузовиках, которые подбирали их сразу же после совершения прыжка.
Эта мера была временным решением проблемы, но помогла провести соревнования в присутствии первых лиц государства без каких-либо сбоев.