Кума Кэнго захотел стать архитектором, когда увидел Олимпийский спортивный комплекс в Ёёги, спроектированный Тангэ Кэндзо и построенный к Олимпиаде в Токио 1964 года, и вот теперь он сам – автор проекта нового Олимпийского стадиона, который будет построен к Олимпийским и Паралимпийским играм в Токио 2020 года.
Знаменитый архитектор, работающий в разных странах мира, рассказывает, о чём он думал, когда проектировал новый стадион.
— Господин Кума, вы занимаетесь проектированием нового Национального стадиона к Олимпийским и Паралимпийским играм в Токио 2020 года. На этот проект пришлось проводить конкурс заново, и у него довольно неприятная история.
— В связи с первоначальным проектом, который создала Заха Хадид, поднялась шумиха, и масс-медиа неоднократно просили меня высказаться, но для меня это крайне сложный вопрос, и так просто высказываться на эту тему я не могу. Я думал, что когда кто-то из архитекторов возьмётся за этот проект, это будет как таскать каштаны из огня. Но мне и во сне не могло присниться, что таскать эти каштаны буду я сам.
Проект дизайна нового Национального стадиона, выбранный на повторном конкурсе. Изображение создано корпорацией «Тайсэй», компанией «Адзуса сэккэй» и «Офисом городского планирования Кума Кэнго», предоставлено Советом по развитию спорта Японии (JSC)
— Почему вы не участвовали в конкурсе, когда он проводился в первый раз?
— По условиям конкурса для участия приглашали людей, у которых есть солидные премии вроде Прицкеровской, людей с опытом строительства больших стадионов, а таких, как я, туда не звали (смеётся). И тут внезапно отказались от проекта Заха Хадид и решили начать «с чистого листа». Когда архитекторы корпорации «Тайсэй» предложили мне поучаствовать вместе в повторном конкурсе, я изрядно удивился.
— И почему вы решили «таскать каштаны из огня»?
— В нынешней консервативной Японии архитекторам-одиночкам настолько большие проекты не дают. Чтобы профессия архитектора не угасла, я набрался решимости и все силы вложил в этот проект.
— Вы назвали новый Национальный стадион поворотной точкой в вашей судьбе.
— Моё детство прошло в период бурного экономического роста в послевоенной Японии. Перед первой Олимпиадой в Токио (1964) в городе один за другим стали появляться яркие образцы архитектуры, и Токио совершенно переменился. Символом той эпохи стали Первый и Второй стадионы Олимпийского спортивного комплекса в Ёёги, спроектированного Тангэ Кэндзо.
После Олимпиады я, тогда ещё школьник начальных классов, часто ходил в бассейн Первого стадиона. Когда погружаешься в бассейн, видишь, как свет, падающий из окон в высоком потолке, играет на воде. Меня заворожила эта игра света, тогда-то я и решил, что стану архитектором.
— И оказалось, что тот мальчик будет проектировать главный стадион второй токийской Олимпиады, которая проводится через 56 лет…
— И после таких перипетий, которые пережил проект… Нельзя не почувствовать руку судьбы (смеётся).
— Говорят, что сроки завершения строительства нового Национального стадиона очень сжатые?
— В любом архитектурном проекте имеется свой график работ, в пределах которого до последнего момента думаешь, где что можно изменить. В этом же проекте времени на такие изменения практически нет. Когда я планирую, то всегда ставлю две цели – сделать постройку как можно меньше по высоте и использовать местные природные материалы. Всё просто (смеётся).
У стадиона в первоначальном плане высота была 75 метров, а после многократных тщательных расчётов удалось уменьшить её до 49 метров. Тогда я подумал, что вот так дело пойдёт, и во мне укрепилась уверенность в успехе.
Несколько деревянных карнизов один над другим создают приятную тень. На карнизах высажены растения
— Авторитетные ценители архитектурного искусства плохо отзываются о схеме «проектирование-строительство», в которой подрядчик и архитектор вместе работают над проектом, как в случае нового стадиона.
— Эта схема была принята по инициативе подрядчика, и именно это стало причиной критики. Однако в таких случаях, как повторный конкурс на новый Олимпийский стадион, когда сильно ограничены сроки и средства, такая схема необходима и эффективна, как я думаю.
После информационной революции, в XXI веке и потом мир будет сильно меняться. В этих условиях, если держаться за старые авторитеты, то архитектор окажется выброшен из общества как чудак, который стоит на своём, но при этом не знает, в каком мире живёт. Я сам, работая по всему миру, кожей чувствую эту опасность.
По какой бы схеме ни работали, но если архитектор не упускает из вида те качества, которыми он должен обладать, и упорно трудится, то он создаст хорошую архитектуру. Я думаю, что нужно иметь упорство, чтобы даже в схеме «проектирование-строительство» архитектор играл едва ли не ведущую роль.
Nippon.com
=
См. также:
Олимпийский стадион в Токио обойдется японцам в полтора миллиарда долларов