Стадион на Крестовском оказался 13-м по счету стадионом в Петербурге, где проходили официальные матчи с участием «Зенита».
Уже никто не помнит, чем был примечателен состоявшийся 17 апреля 2005 года на «Петровском» матч «Зенит» – ЦСКА. В тот день зенитовцы, которых тренировал Властимил Петржела, победили 1:0 благодаря голу Владимира Быстрова в ворота Игоря Акинфеева.
Но интересное случилось еще до начала игры – губернатор Матвиенко и глава «Газпрома» Миллер спустились к полю и объявили о совместном решении начать строительство на Крестовском острове футбольного стадиона с трибунами на 50 тысяч мест.
Тогда собирались построить арену за три года за 2,5 миллиарда рублей. Через год, летом 2006-го, на стадионе имени Кирова провели прощальный матч (он стал первым в «Зените» для тренера Дика Адвоката).
Первый матч на новой арене «Зенит» провел 22 апреля 2017 года.
Но и кроме этих стадионов в истории «Зенита» были другие арены.
В самом первом клубном чемпионате СССР по футболу в 1936 году «Сталинец», от которого свою историю ведет «Зенит», играл на стадионе Красного Спортинтерна (КСИ).
Команда базировалась на Металлическом заводе, носившем тогда имя И.В. Сталина, и играла по соседству с ним – на прилегающем к Кондратьевскому проспекту участке парка Дурново еще в 1929 году был построен стадион.
Служил футболистам он недолго – в связи с новыми, в том числе экспортными заказами на турбины завод стал расширяться, и весной 1938 года футболисты успели провести на стадионе Красного Спортинтерна только тренировочные игры, после чего стадион был застроен цехами.
Но до сих пор сохранилась железобетонная трибуна, внутри которой устроили заводские склады.
«Сталинец» перебрался на построенный еще в 1925 году стадион имени Ленина (сейчас – «Петровский»). Стадион несколько раз перестраивался, во время Второй мировой войны часть деревянных трибун сгорела, другую зимой 1942 года разобрали на дрова.
Так что свой нынешний облик стадион получил только в начале 1960-х, после чего пережил еще не одну капитальную реконструкцию – последнюю к Играми доброй воли 1994 года, после чего здесь снова основательно осел «Зенит», хотя в советское время команда использовала эту арену исключительно как запасной аэродром.
На стадионе имени Ленина весной 1940 года «Зенит» провел свой первый матч под своим нынешним названием (0:0 против киевского «Динамо»), а в 1944 году, когда начала возобновляться футбольная жизнь, перебрался с Петровского острова на Крестовский.
Стадион «Динамо», где зенитовцам приходилось играть и прежде против динамовцев, после войны был практически единственным в городе, годным для игры в футбол.
Вокруг поля находились трибуны на 20 000 мест, а легко узнаваемо это место на кадрах кинохроники благодаря ресторану «Грелка» – здание необычного архитектурного решения сохранилось и признано объектом культурного наследия регионального значения.
На стадион имени Кирова «Зенит» переехал летом 1950 года. «Зенит» (Ленинград) – «Динамо» (Ленинград) – такой была афиша состоявшегося 30 июля в присутствии 100 тысяч зрителей матча-открытия (сыграли вничью – 1:1) .
Построен стадион был по проекту архитектора Никольского и представлял собой возвышающийся на 18 метров над уровнем моря земляной холм (на него ушло миллион кубометров земли и песка, намытых преимущественно из залива), внутри которого и находилось собственно футбольное поле.
Гигантский амфитеатр стадиона планировалось окружить высокой крытой галереей плюс поставить 45-метровую башню. Тот же размах, что и на Олимпийском стадионе, построенном в Берлине к Играм 1936 года.
Место на стрелке Крестовского острова для стадиона, ставшего самым вместительным в стране, еще до войны выбрал секретарь Ленинградского обкома Сергей Киров, в итоге его имя и дали стадиону.
Но на открытии не забыли и Сталина. «С огромным подъемом собравшиеся приняли приветствие дорогому вождю и учителю, лучшему другу физкультурников товарищу Сталину, – сообщал корреспондент газеты «Труд» из Ленинграда. – Около восьми тысяч физкультурников города Ленина выстроились на зеленом ковре футбольного поля. Начался торжественный парад…».
Рекорд посещаемости стадиона им. Кирова был установлен в 1959 году – к матчам с ЦСКА и «Спартаком» на верхнем кольце стадиона выставили дополнительные деревянные трибуны и продали 110 тысяч билетов.
Но периодически зенитовцы изменяли своей арене – как правило, ранней весной или поздней осенью они перебирались на стадион имени Ленина. Чтобы поберечь поле или собрать побольше зрителей.
Дело в том, что на Кирова не было до 1980 года искусственного освещения, и матчи в октябре-декабре приходилось проводить в дневное время. Так что если футбол выпадал на будний день, а в соперниках было киевское «Динамо» или ЦСКА со «Спартаком», игру переносили на стадион имени Ленина и назначали на вечер.
Позже выручать в таких ситуациях стали закрытые манежи. В Ленинграде первый такой появился в 1977 году на улице Бутлерова и получил название Дворец спортивных игр «Зенит».
Поле с искусственным газоном (по сути это был ковер зеленого цвета, уложенный на бетонный пол) предназначалось, по идее, исключительно для тренировок, тем более что трибуны на нем и предусмотрены не были – просто пару рядов сидений на балконе.
Но если играть больше негде, то и в таких условиях можно. Самый первый в СССР официальный матч под крышей прошел в ДСИ «Зенит» – в марте 1978-го в Кубке страны зенитовцы играли с «Карпатами» (Львов).
«Зенит» и позже пару раз возвращался сюда, даже в начале 1990-х, когда вокруг поля работала вещевая ярмарка.
Футбол под крышей стал обычным делом с появлением в 1980 году на проспекте Гагарина Спортивно-концертного комплекса имени Ленина. Он строился как раз специально для проведения футбольных матчей и во время них имел максимальную вместимость – до 25 тысяч мест.
У болельщиков СКК всегда считался фартовым заведением – здесь осенью 1980-го «Зенит» выиграл первые в своей истории медали чемпионата страны, а еще через четыре года оформил чемпионство.
Последний раз зенитовцы играли в СКК весной 1992 года, но не исключено, что еще вернутся сюда: в последнее время, особенно после перехода на принятую в Европе систему «осень-весна», чиновники все чаще говорят о том, не пора ли перенять советский опыт футбола под крышей.
Впрочем, и в советские времена далеко не все принимали на ура футбол на искусственном покрытии.
Так, команды из кавказских и среднеазиатских республик были категорически против, потому что аналогичных манежей не имели и опыта игры в специфических условиях тоже.
Именно поэтому весной 1980-го бакинский «Нефтчи» и алмаатинский «Кайрат» категорически отказались «лезть под крышу», в то время как стадион им. Кирова готовили к Олимпиаде, а поле на стадионе Ленина боялись «убить» ранней весной.
Пришлось «Зениту» принимать соперников на стадионе Кировского завода у Нарвских ворот (построенный еще в 1930-е годы стадион поначалу назывался «Каучук»).
Поле с помощью комсомольцев района едва успели очистить от снега и льда, его сушили специально заказанные вертолеты, но все равно мальчишкам, подающим мячи, пришлось вместо кед надеть резиновые сапоги.
«Зенит» вернулся на этот стадион в 1993 году. Петербург готовился к Играм доброй воли, и футболистам был закрыт вход и на стадион имени Кирова, и на «Петровский», где шли подготовительные работы.
«Нам просто негде было играть. В то время матч могли назначить на любой относительно ровной площадке, только бы на ней разрешили установить футбольные ворота», – рассказывает Вячеслав Мельников, тренировавший в то время зенитовцев.
Требования к стадионам тогда не были такими строгими, как сегодня, и «Зенит» играл не в высшей лиге, вот команда и путешествовала по городу.
С «Кировца», на котором теперь играет в регби команда «Нарвская застава», «Зенит» переехал на «Обуховец». Теперь здесь вкопаны основания Вантового моста, а в начале 1990-х это было удивительно милое место.
Чтобы попасть с проспекта Обуховской обороны к стадиону завода «Большевик», требовалось пройти через сад под названием «Спартак». Припозднившиеся зрители, оставшиеся без места на единственной трибунке, располагались прямо напротив на зеленом косогоре.
А сильно выбитый защитником мяч порой улетал с поля прямо в Неву.
Случались и другие чудеса: в матче с «Зенитом» из Челябинска судья назначил пять пенальти в ворота гостей – Мирча Луческу лопнет от зависти, если ему кто-то расскажет.
Еще в биографии «Зенита» были «Луч», «Турбостроитель», «Смена» и запасное поле стадиона имени Кирова. До сегодняшнего дня дожил только «Луч» – стадион на Черной речке, некогда принадлежавший Абразивному заводу «Ильич» по соседству.
Еще в советское время газон на «Луче» славился своей ухоженностью, а сегодня это одно из немногих футбольных полей в Петербурге, где еще сохранилось естественное травяное покрытие.
Здесь проходят матчи первенства Петербурга, но за 10–12 тысяч рублей в час арендовать поле могут любые любительские команды.
«Смена» на улице Верности оказалась в ведении академии ФК «Зенит», и теперь здесь сразу несколько полей с искусственным покрытием и очень симпатичный стадион – к сожалению, исключительно для внутреннего пользования.
На месте запасного поля стадиона имени Кирова теперь стоит «Сибур-Арена», где играют в баскетбол и теннис, а самая драматичная судьба у «Турбостроителя», где, кстати, вырос один из самых ярких и обсуждаемых футболистов последних лет Игорь Денисов.
В начале 1990-х «Зенит» вернулся на два матча туда, где, по сути, начинал, – на стадион Ленинградского металлического завода. Построен он был не на месте утерянного стадиона Красного Спортинтерна, но вместо него и неподалеку.
Когда по соседству с ним задумали строить «Охта центр», на месте стадиона собрались сделать спортивно-релакционный комплекс для сотрудников «Газпрома».
Футболистов с «Турбостроителя» прогнали еще до того, как от идеи с башней на этом месте отказались, и заросший бурьяном стадион у входа на Большеохтинское кладбище производил откровенно страшное впечатление.
Какое-то время были разговоры о строительстве на этом месте гипермаркета, но в конце концов бывшему «Турбостроителю» повезло – он попал в утвержденный ФИФА список будущих тренировочных баз к чемпионату мира – 2018, и после него спортивный объект будет передан одной из футбольных школ.
Известно, что именно здесь, на Шепетовской, во время чемпионата будут готовиться к матчам судьи. Планировалось использовать эту базу и во время предстоящего Кубка конфедераций – по крайней мере, в Смольном говорят, что в мае база будет передана ФИФА. Со стороны, правда, так не кажется. Но и чудеса бывают.
Где играл «Зенит» в Ленинграде – Петербурге
Стадион КСИ (Кондратьевский проспект, 17)
1936–1937 гг, 15 матчей
Стадион Ленина, «Петровский» (Петровский остров, 2Г)
1936–1941, 1961–2017 гг., 562 матча
Стадион «Динамо» (пр. Динамо, 44)
1936, 1944–1950 гг., 86 матчей
Стадион имени Кирова (Крестовский остров)
1950–2006 гг., 606 матчей
Запасное поле стадиона Кирова (Крестовский остров)
1993 г., 1 матч
ДСИ «Зенит» (ул. Бутлерова, 9)
1978–1993 гг., 5 матчей
Стадион Кировского завода (Перекопская ул, 6)
1980 и 1994 гг., 8 матчей
СКК им. Ленина (пр. Ю. Гагарина, 12)
1980–1992 гг., 62 матча
Стадион «Луч» (наб. Черной речки, 3)
1992 г., 1 матч
Стадион «Смена» (ул Верности, 21)
1993–1994 гг., 2 матча
Стадион «Обуховец» (пр. Обуховской обороны, 130)
1993–1994 гг., 14 матчей
Стадион «Турбостроитель» (Шепетовская ул, 4)
1993–1994 гг., 2 матча
За пределами Петербурга
В списке стадионов, на которых «Зенит» проводил домашние матчи, есть и находящиеся далеко за пределами нашего города. Например, харьковский «Авангард» или фрунзенский «Спартак».
Дело в том, что в 1950-е годы первые весенние матчи чемпионата СССР московские и ленинградские команды проводили в других городах, где уже наступила весна.
Так, в 1956 году зенитовцы принимали ОДО (Свердловск) в Харькове, а в 1958-м московское «Торпедо» – в Одессе.
А затем чиновники из федерации футбола устроили для столичных команд другое испытание. В целях популяризации футбола несколько своих матчей топ-клубы проводили на нейтральных полях в тех городах, где не было команд высшей лиги.
Таким образом, «Зенит» (номинальный хозяин поля) и ЦСКА в 1970-м играли между собой в столице Киргизии и собрали на местном стадионе 25 тысяч болельщиков.
Gorod 812
фото: ФК Зенит
=
См. также:
Легкоатлетический стадион в Санкт-Петербурге строить не будут