Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подводит итоги посещаемости первой половины чемпионата КХЛ.
СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ – 6021 ЗРИТЕЛЬ
Болельщики регулярно жалуются на гегемонию СКА и ЦСКА, но при этом продолжают охотно ходить на хоккей, обеспечивая КХЛ очень приличные показатели. Средняя посещаемость перед ноябрьским перерывом – 6021 зритель. Очевидно, что до самого окончания сезона за победу в номинации «самая посещаемая команда» будут бороться минское «Динамо» и питерский СКА.
Ожидалось, что и в Хельсинки местные фанаты начнут активно ходить на матчи, вот только пока этот прогноз не сбывается, несмотря на победы «Йокерита» и уверенное третье место в Западной конференции. Единственный шанс команды возглавить рейтинг посещаемости – собирать аншлаги на всех оставшихся домашних играх, в том числе 2 декабря во время матча против СКА на открытом воздухе. Встреча пройдет на естественном льду, а вокруг площадки будут возведены трибуны на 18 тыс зрителей.
Худшую посещаемость в текущем сезоне показывает «Куньлунь». И это неудивительно, ведь команда из Пекина, по всей видимости, надолго прописалась в Шанхае. А местные любители хоккея не ходят на «красных звёзд»: отношения между столицей Китая и Шанхаем примерно такие же, как между Москвой и Санкт-Петербургом. Да и сам хоккей «железного» Майка Кинэна пока совсем не радует стальным блеском.
Самый посещаемый, как и следовало ожидать, – Дивизион Боброва. Там самые большие арены в лиге, там самые успешные команды. Однако, удивительно, что если брать значения заполняемости арен, то лидирует Восток.
НА КХЛ СТАЛИ ЛУЧШЕ ХОДИТЬ
Средняя посещаемость в КХЛ выросла. Перед прошлогодним ноябрьским перерывом она составляла 5920 зрителей – прирост 101 зритель. Учитывая, что аудитория КХЛ возрастает с приближением матчей плей-офф можно предположить, что посещаемость лиги превзойдет прошлогодний показатель. Дмитрий Чернышенко может рапортовать о предварительных успехах.
Средняя посещаемость по месяцам различается. В августе, когда сезон только стартует, болельщики заинтригованы тем, что же будет представлять из себя их клуб. Второй месяц каждого сезона показывает спад интереса у публики. В октябре, когда сезон выходит на полноценную мощь, народ либо возвращается на трибуны, либо же смотрит хоккей исключительно по местным каналам. Ноябрь обычно показывает приличную посещаемость, во многом связанную с тем, что в начале месяца бывают праздничные выходные.
Нынешний сезон не исключение. На данный момент первая неделя ноября показывает наибольшую заинтересованность у аудитории за весь сезон. Традиционно самый посещаемый месяц сезона – январь с затяжными новогодними праздниками.
Безусловно, стоит признать, что рост посещаемости обусловлен во многом исключением из лиги новокузнецкого «Металлурга» и загребского «Медвешчака». Российский клуб традиционно был на задворках КХЛ, и местные жители на него особо не ходили. Хорваты же в некоторой степени растеряли интерес к хоккею после провальных сезонов и необдуманной политики руководства клуба. Так что, если бы в КХЛ все также выступали 29 команд, средняя посещаемость по лиге была бы явно ниже шести тысяч.
Также возросла аудитория матчей по сравнению со стартом регулярки. Причиной этому, прежде всего, можно назвать заметное улучшение показателей в Минске и Нижнекамске. На самом деле, средняя посещаемость КХЛ очень зависима от Минска, ведь там самая большая арена. Разница между средними 11 и 14 тысячами вроде бы невелика, но если брать всю лигу, то это порядка 100 человек на одном матче. Так что чем лучше ходят на хоккей в столице Беларуси, тем лучше показатель по лиге в целом.
ЦСКА – САМАЯ ПОСЕЩАЕМАЯ КОМАНДА В ГОСТЯХ
Степень популярности клубов в лиге в целом выражают именно показатели гостевых матчей.
Отметим две особенности. Во-первых, самый посещаемый домашний матч "Куньлуня" был сыгран в Челябинске, так что он не шел в счет. Клуб из Сочи большую часть домашних матчей провел на арене "Шайба", которая в своей хоккейной конфигурации может вместить около 5700 зрителей. И именно там и была сыграна игра против сильнейшей команды Востока прошлого сезона.
Питерский СКА собрал самую большую аудиторию в шести городах. Это показательно, вот только в табеле общей гостевой посещаемости в данный момент лидирует московский ЦСКА. У них гостевая аудитория чуть выше семи с половиной тысяч, в то время как значения питерского клуба почти на 300 зрителей меньше. Третью же строчку занимает финский «Йокерит».
Гостевая посещаемость «Ак Барса» также приличная – 6788 зрителей, вот только это всего лишь третий показатель на Востоке. Пока казанцев опережают «Металлург» и «Салават Юлаев».
КАЗАНЬ ПО ИТОГАМ СЕЗОНА МОЖЕТ ПОБИТЬ СВОЙ РЕКОРД
Казанский «Ак Барс» перед ноябрьским перерывом провел 14 домашних матчей из 28 запланированных в регулярке. Посещаемость клуба – 6215 зрителей, что, определенно, является хорошим показателем. Ведь из 14 команд, приехавших на «Татнефть Арену», «топовой» была всего одна – магнитогорский «Металлург».
«Ак Барс» показывает хорошие результаты, Зинэтула Билялетдинов уже давно отказался от игры в откат, в команде достаточно своих воспитанников. Работа с болельщиками у казанцев на самом высоком уровне. Почему бы не прийти на хоккей в свободное время? Тем более, вторая половина сезона обещает стать «убойной» для казанских любителей хоккея.
Во второй половине регулярного сезона в столицу Татарстана приедут СКА, ЦСКА, московское «Динамо», «Локомотив», «Авангард», нижнекамский «Нефтехимик», еще один раз «Торпедо» и дважды «Салават Юлаев». Кроме этого, 25 ноября, в субботу будет матч за лидерство на Востоке против «Барыса». Учитывая, что в выходные дни лишнего билета на хоккей в городе не сыскать, рекорду, видимо, быть. На данный момент он чуть больше 6700 зрителей в среднем за матч.
НИЖНЕКАМСКАЯ АУДИТОРИЯ МЕДЛЕННО, НО ПРИХОДИТ В СЕБЯ
После того, как нижнекамский клуб начал работу по возвращению зрителей на трибуны, аудитория матчей несколько возросла. Да, Яромир Ягр так и не прилетел в Бегишево, предпочтя «Калгари», но и без него команде следует представлять интерес для нижнекамцев. «Нефтехимик» – лучшая команда Восточной конференции по матчам на своей территории. Домашние игры принесли команде 32 очка из 45 возможных. Сразу же следом за ними располагаются «Ак Барс» и «Барыс». Андрей Назаров построил замечательную команду в скромных условиях.
После провала в маркетинговой работе на старте сезона, руководство «Нефтехимика» заметно снизило цены на билеты, также предоставив существенные скидки для различных возрастных групп. Календарь домашних игр во многом аналогичен казанскому – на берега Камы приедут еще многие именитые команды. Аудитория последних игр регулярно подходила к отметке в пять тысяч, правда так ни разу через нее не перебравшись. Но в том, что посещаемость по итогам сезона превзойдет отметку в четыре тысячи, сомневаться не приходится.
Этот сезон, как показывает практика, по большей части показателен для нижнекамского хоккея: сможет ли руководство клуба без бесплатных билетов на заводах вывести свой «бренд» хотя бы на средний уровень по лиге? Или хотя бы опередить другие заводские команды.
«Северсталь», лучшая из команд, спонсируемая «предприятием», уже несколько лет активно и планомерно работает со зрителем. Многие считают, что череповецкая команда резко усовершенствовала свой маркетинговый отдел из-за пресловутого рейтинга КХЛ, который создан для сокращения команд в лиге.
Руководству «Нефтехимика» следует задуматься о выводе «своего бренда» за пределы города. Например, в Набережные Челны и Заинск. Благо, между городами всего лишь сорок километров. Все-таки «рынок» Нижнекамска – это 250 тысяч жителей, в то время как во всей набережночелнинской агломерации проживают больше миллиона человек. В НХЛ за такой «кусок» Гэри Бэтмен давно сожрал бы всех. Здесь, увы, люди не видят потенциала, который может раскрыться в заданных условиях.
В УФЕ ХОДЯТ НА ХОККЕЙ ХУЖЕ, ЧЕМ В КАЗАНИ
В кои-то веки посещаемость матчей в столице Татарстана превзошла аудиторию соседней республики. Средняя посещаемость «Салавата Юлаева» – 6006 зрителей. Это даже меньше, чем средний показатель лиги. Впрочем, и игру местный коллектив показывает далеко не «сахарную». Это раньше «Салават» боролся за лидерство в своем дивизионе, а сейчас располагается на 6-й строчке в конференции.
Впрочем, сейчас регулярка на Востоке необычайно интригующая: 12 команд из 14 продолжают борьбу за плей-офф. Идущий на девятой строчке «Трактор» лишь в четырех очках от уфимцев. Каждый оставшийся домашний матч уфимцев потенциально может превратиться в мясорубку. Благодаря этому уже сегодня можно предварительно прогнозировать рост посещаемости и в Уфе.
В Башкирию уже приезжали 18 команд, а это значит, что домашних игр осталось всего лишь десять. И шесть из этих оставшихся матчей пройдут под шикарными вывесками: на «Уфа-Арену» приедут ЦСКА, московское «Динамо», финский «Йокерит», «Локомотив» и дважды казанский «Ак Барс».
Да, в первой половине чемпионата еще не было ни одного «зелёного дерби»: все четыре игры пройдут во второй половине. Это довольно жесткое упущение со стороны КХЛ, поскольку все интересные зрителям матчи должны равномерно распределяться в течение всего сезона.
Таким образом, вторая половина чемпионата, судя по всему, станет весьма эмоциональной для большинства клубов лиги. Будут зарубы за плей-офф и бои насмерть в Тольятти, Хабаровске, которые замыкают «рейтинг КХЛ». Лишь, пожалуй, Ханты-Мансийск успел уже понять, что обречен, и просто тихо и мирно наслаждается последними месяцами в хоккейной элите. Но для всех остальных команд Востока сезон только начинается.
Спорт Бизнес Online
=
См. также:
Плюс один процент. Как ходили на «Ак Барс» в прошлом сезоне