В XX веке в США были предприняты две серьезные попытки создать конкурентоспособную футбольную лигу, и обе завершились провалом. Окончательно акклиматизироваться европейскому соккеру на американской земле помогла ФИФА.
Организация потребовала создания национальной лиги в качестве одного из условий проведения чемпионата мира на территории страны в 1994 году. Дебютный сезон МЛС прошел в 1996 году, и за 21 год существования она добилась невероятного прогресса.
Лига равноправия
Ключевая особенность американского чемпионата заключается в том, что у всех клубов единый владелец – сама лига. Соответственно, и доходы распределяются между клубами равными кусками, чтобы никто не чувствовал себя обделенным.
При таком раскладе отсутствует риск возникновения у клубов финансовых проблем, что могло бы повлечь их последующую капитуляцию с футбольной карты Северной Америки.
Подобная система не первый год успешно работает во всех ведущих спортивных лигах континента и приносит стабильную прибыль всем вовлеченным в процесс.
Безусловно, у каждой команды есть свои спонсоры и инвесторы, но в данном случае они являются акционерами не самих команд, а МЛС. Минимальная сумма соглашения не должна быть меньше полумиллиона долларов в год, из которых 200 тысяч клубы обязаны перечислить лиге.
В настоящее время большинство команд имеют подобные соглашения на суммы от одного до четырех миллионов долларов в год.
Посещаемость
В этом году средняя посещаемость матчей регулярного чемпионата МЛС составила 22 106 зрителей. Почти такой же показатель продемонстрировала итальянская Серия А в сезоне-2016/17 (22 164 зрителя). Во Франции в прошлом сезоне матчи чемпионата в среднем посещали 21 029 болельщиков.
Прирост зрителей в МЛС наблюдается уже четвертый год подряд: в 2016-м показатель равнялся 21 692, в 2015-м – 21 574, а в 2014-м – 19 148 зрителям.
Десять лет назад на игры американского чемпионата ходило в среднем 15 504 человека. То есть прирост составил более 40 процентов. К слову, арены лишь восьми клубов из 22 вмещают более 25 тысяч зрителей.
Худшая посещаемость в лиге – у «Далласа» (15 122 зрителя), а лучшая – у новичка и команды-открытия сезона «Атланты Юнайтед».
Команда с юго-востока США умудрилась продать 21 тысячу абонементов, когда у нее еще не было ни логотипа, ни главного тренера, ни полноценной заявки.
«Атланта» изначально рассчитывала на посещаемость в районе 40 тысяч. Стадион Mercedes-Benz Stadium (стоимостью 1,6 млрд долларов) должен был вмещать 71 тысячу человек на американском футболе, а на соккере – не более 40 тысяч.
В итоге средняя посещаемость матчей клуба в регулярном чемпионате составила 48 200 зрителей. Сентябрьскую игру против «Орландо Сити» с трибун стадиона смотрели 70 425 человек, что стало новым рекордом МЛС по посещаемости. Месяц спустя пало и это достижение: на матч против «Торонто» пришли 71 874 болельщика.
Предыдущий рекорд (69 255 зрителей) был установлен в 1996 году на матче «Лос-Анджелес Гэлакси» — «Нью-Йорк Метро Старс», который проходил на стадионе Rose Bowl в Пасадене.
«Атланта» также стала первой командой МЛС, домашние матчи которой в течение сезона посетили более 800 тысяч болельщиков. А общая посещаемость матчей регулярного чемпионата в этом году превысила отметку в 8 млн человек (8 267 534).
Молодым везде у нас дорога
Еще одна особенность МЛС — каждый клуб обязан иметь собственную юношескую футбольную академию, а также обладать конкретным планом ее развития.
Юношеские команды соревнуются между собой в Лиге развития, которая поддерживается Федерацией футбола США. К примеру, сын Дональда Трампа – 11-летний Бэррон Трамп выступает за детскую команду (U-12) клуба «Ди Си Юнайтед» из Вашингтона.
Всего же в стране функционирует около 12 тысяч футбольных секций, в которых занимается почти полмиллиона детей школьного возраста. За работу с молодежью каждый клуб может забрать себе из академии двух игроков до супердрафта МЛС, где клубы выбирают себе молодые таланты.
Сам драфт ежегодно проводится в январе, и на нем команды МЛС выбирают игроков, проявивших себя в колледже, юных иностранных футболистов или выпускников академии.
Проект разбит на четыре раунда, где каждый клуб имеет выбор, порядок которого определяется позициями команд в минувшем сезоне: занявшая последнее место, выбирает первой.
Хлеба и зрелищ
Не секрет, что в США соккер заметно проигрывает американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею. И дабы привлечь болельщиков на трибуны, руководителям клубов приходится делать ставку на рекламу.
Основной доход приносят партнерские соглашения и продажи билетов, поэтому для привлечения внимания зрителей нет ничего эффективнее грамотного пиар-хода.
Так, успешную посещаемость «Атланты Юнайтед» можно объяснить… минимальными ценами на еду. Хот-дог по цене от двух долларов, куриные крылышки за шесть баксов – и потенциальный зритель сам побежит к тебе в гости. Правда, не исключено, что за билет на матч придется заплатить чуть дороже, чем на другом стадионе.
Другой популярный и доступный способ для рекламы – звездные игроки лиги. В контрактах абсолютно всех именитых футболистов, перебирающихся за океан, есть пункт, по которому они обязуются посещать любые мероприятия для продвижения бренда МЛС. Без их присутствия не обходятся любые переговоры со спонсорами и заключения контрактов.
Кроме того, лига нередко распределяет звездных футболистов по локационному принципу. К примеру, из Майами в Орландо стало ездить большое количество бразильцев. Всему виной — трансфер их соотечественника Кака в клуб «Орландо Сити». Дебютный домашний матч клуба в МЛС посетило более 60 тысяч болельщиков.
Грядущее пополнение
В 2014 году из МЛС был исключен клуб «Чивас» из Лос-Анджелеса. Команда исполняла роль фарм-клуба мексиканской «Гвадалахары» и ориентировалась на испаноговорящую часть города.
Подобная стратегия завершилась провалом. Команда не приносила денег в общую кассу, посещаемость была худшей в лиге, а местное ТВ отказывалось транслировать матчи «Чиваса».
Подобное положение дел не устраивало представителей других клубов МЛС, не желавших заниматься благотворительностью и ежегодно обеспечивать клуб, не приносящий дохода.
В течение следующих трех лет в лиге дебютировало сразу четыре новичка, а к 2020 году общее количество команд планируется увеличить до 28.
В следующем году в МЛС дебютирует клуб из Лос-Анджелеса с одноименным названием. Инвесторами клуба является группа из 26 предпринимателей и знаменитостей, в числе которых – легенда НБА Мэджик Джонсон и актер Уилл Феррелл.
Ориентировочно на 2021 год намечено появление футбольного клуба из Майами, чьим основным владельцем станет Дэвид Бекхэм. В июне 2017-го власти Майами-Дейд одобрили передачу земельного участка стоимостью в 9 млн долларов консорциуму Бекхэма для строительства стадиона на 25 тысяч зрителей.
Также англичанин намеревался пригласить в свой клуб Криштиану Роналду, но после продления контракта с мадридским «Реалом» появление португальца в МЛС видится маловероятным.
Ближайшим новичкам вступление в МЛС обойдется в 150 млн долларов. Также известно, что на данный момент подано 12 заявок на создание франшизы в МЛС: Шарлотт, Нэшвилл, Индианаполис, Детройт, Финикс, Сент-Луис, Роли/Дарем, Сан-Антонио, Сакраменто, Цинциннати, Тампа/Сент-Питерсберг и Сан-Диего.
Два в одном
Чемпионат по футболу в США проходит по системе «весна–осень», и в нем участвуют 22 команды, поделенные по географическому принципу на Западную и Восточную конференции.
Сам турнир является закрытым – следовательно, ни одна из команд не может вылететь в низшую лигу.
Победителю регулярного чемпионата вручаются MLS Supporters’ Shield, отдаленно напоминающий «серебряную салатницу» из Бундеслиги, и путевка в Лигу чемпионов КОНКАКАФ.
Куда больший вес имеет Кубок МЛС, присуждаемый за победу в плей-офф. Туда попадают по 6 лучших клубов из каждой конференции. По две первые команды автоматически квалифицируются в четвертьфинал, а остальные начинают игры на вылет с 1/8 финала.
До финала доживают по одной команде от каждой конференции. Проще говоря, система проведения турнира идентична любой другой профессиональной лиге в США (НБА, НХЛ, НФЛ, МЛБ).
Также по ходу сезона все североамериканские команды участвуют в Открытом кубке США по футболу имени Ламара Ханта (один из основателей ранних североамериканских футбольных лиг и организатор первого Супербоула).
Звездный уикенд
Еще одна характерная черта любой американской профессиональной лиги – «Матч всех звезд». Выставочная игра, проходящая в формате «Запад против Востока», где участвуют все сильнейшие футболисты лиги.
Однако МЛС отличает тот факт, что руководство лиги решило отойти от привычного формата и ежегодно приглашает на этот матч какую-нибудь топовую европейскую команду.
Встреча традиционно проходит в середине сезона. Таким образом, для приезжей команды этот матч становится частью предсезонной подготовки. Состав сборной определяется по итогам голосования болельщиков на официальном сайте МЛС. К образовавшейся группе присоединяются 11 игроков, выбранных главными тренерами лиги.
Последним оппонентом сборной звезд МЛС выступил мадридский «Реал», одолевший североамериканцев в серии пенальти. Арбитр матча Алан Чепмэн всю игру записывал на камеру, закрепленную на груди. Итоговый послематчевый ролик был сделан в лучших традициях классических реклам от Nike, снятых от первого лица.
Ftbl.ru
фото: Global Look Press, Steinlight Media, Atlanta United FC, Zidanekrisz (forum.rojadirecta.es)
=
См. также:
Сан-Диего и еще 3 города для MLS