Главная » 2012»Лютий»13 » Снос "Динамо": Архнадзор пытается спасти хотя бы фрески Меркулова
14:39
Снос "Динамо": Архнадзор пытается спасти хотя бы фрески Меркулова
Несмотря на почти 30-градусный мороз, одиночные пикеты в защиту "Динамо" сегодня все-таки появились. Так активисты Архнадзора выражают свое несогласие с заявлениями ЗАО "ВТБ Арена" о том, что на стадионе ранее уже проводилась капитальная реконструкция, и потому исторической ценности здание не представляет.
В конце прошлой недели сообщалось о том, что ковши экскаваторов начали ломать построенный более 80 лет назад стадион "Динамо". Планируется, что стадион в его обновленном виде будет принимать чемпионат мира по футболу 2018 года, и потому его реконструкция была необходима.
В то же время в Архнадзоре заявляют: "Снос памятника архитектуры стал возможен благодаря беспрецедентной манипуляции с его охранным статусом. Здание объявлено "достопримечательным местом", а три четверти памятника приговорены к полному уничтожению". В конце прошлой недели в Архнадзоре заявили о намерении потребовать возбуждения уголовного дела в связи со сносом "Динамо" и напомнили, что этот стадион имеет статус объекта культурного наследия с 1987 года.
И в минувшую же пятницу инвестор проекта реконструкции (компания "ВТБ Арена") распространило сообщение о том, что три четверти объекта культурного наследия (стадиона "Динамо") якобы были полностью снесены и построены заново при реконструкции стадиона к Московской Олимпиаде 1980 года.
Согласно заявлениям девелопера, эту горькую участь разделили Восточная трибуна (ее снос экскаватором начат 10 февраля), а также Северная и Южная. Следовательно, они не представляют исторической ценности, а средним возрастом стадиона постройки 1927-1936 годов нужно считать 30 лет, отмечалось в сообщении инвесторов.
Активисты Архнадзора ответили "ВТБ-Арена". Они, в свою очередь, распространили заявление, в котором предупреждают: "Новая хронология" стадиона "Динамо" – это фальсификация; под угрозой разрушения барельефы Сергея Меркурова".
"Откровения "ВТБ-Арена" могут претендовать на статус самого крупного научного открытия в истории памятников Москвы последних лет, - отмечают в Архнадзоре. - Исчезновение трех четвертей памятника, якобы имевшее место в конце 1970-х годов, не было замечено ни простыми москвичами, ни специалистами Министерства культуры РСФСР, составлявшими паспорт памятника (тогда "Динамо" числилось памятником истории) в 1981 году".
В нем, например, говорится, что "здание Северной трибуны с 1928 года не изменилось". Соответственно, и об утрате трех четвертей подлинного здания нет ни слова, отмечают защитники столичных памятников.
Они также напоминают о том, что год назад ни о чем подобном не подозревал и Департамент культурного наследия Москвы. 11 февраля 2011 года он направил в Архнадзор письмо, согласно которому предмет охраны объекта культурного наследия включает все фасады здания; в предмет охраны включены даже характеристики штукатурки. "Естественно, и в документе 2011 года нет упоминаний о полной утрате трех четвертей памятника архитектуры", - подчеркивают в Архнадзоре.
Защитники памятников обращают особое внимание на фасады сносимых частей стадиона – северного и южного портиков, которые до сих пор украшают барельефы работы выдающегося скульптора С.Д. Меркурова, выполненные в 1930-е годы.
(С.Д. Меркуров. Барельефы на фасаде стадиона "Динамо": южная трибуна, правый фрагмент)
(С.Д. Меркуров. Барельефы на фасаде стадиона "Динамо": южная трибуна, левый фрагмент)
"Заказчики сноса умалчивают о существовании этих барельефов, как и об их дальнейшей участи. Барельефы могут быть уничтожены в любой момент", - отмечают в Архнадзоре.
Сегодня член Общественной палаты РФ, координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов направил письмо руководителю Департамента культурного наследия Москвы Александру Кибовскому с просьбой разъяснить ситуацию. Кроме того, в знак протеста против уничтожения охраняемого государством памятника архитектуры - стадиона "Динамо" – с 10 часов утра 13 февраля на Тургеневской площади в Москве проходит одиночное пикетирование.