Sport.ua рассказывает о немецком опыте борьбы с агрессией на стадионах с точки зрения полиции.
Продолжение серии материалов о том, каким образом в европейских странах удалось поход на футбол сделать безопасным.
Германия — одна из футбольных стран, которой удалось погасить волну насилия футбольных хулиганов на аренах, громко заявивших о себе в конце 80-х годов.
Полиция считает, что во многом это их заслуга, особо подчеркивая, что при обеспечении безопасности на трибунах их сотрудники делают упор на профилактику правонарушений.
Чтобы был понятен масштаб потенциальных угроз, например, для немецкой столицы, отметим, что ежегодно только в Берлине проводится около футбольных 250 матчей.
Автору удалось посетить один из полицейских участков, сотрудники которого регулярно обеспечивают проведение футбольных матчей, так как в зоне их ответственности находится домашняя арена клуба Унион — Stadion an der Alter Forsterei.
На домашнем стадионе Униона большинство мест — стоячие
«В прошлом году на всех играх в столице полиция зафиксировала 658 правонарушений», — сухо сообщает шеф 63 участка полиции Берлина Михаэль Шарновски.
Самыми проблемными фанатами полицейские называют болельщиков Динамо Берлин. Они отличаются своими праворадикальными взглядами и не скрывают симпатий к неонацистам.
Не добавляет поводов для любви к клубу его историческое прошлое: во времена ГДР команда номинально относилась к секретной полиции «штази».
А вот болельщики Униона (который был создан в 1966 году как клуб для рабочего класса) традиционно считаются «левыми». Понятно, что поклонники Униона и Динамо — заклятые враги.
Болельщики Униона перед домашним матчем
К счастью для полиции, Унион выступает во второй лиге и не пересекается с Динамо, которое играет в региональной (четвертой) лиге.
Однако поводов для беспокойств полиции доставляет соперничество Динамо и второй команды Униона, выступающих в одном турнире.
Представители полиции в начале каждого сезона обязательно принимают участие в формировании футбольного календаря, и делают все возможное, чтобы фанаты этих команда не пересекались.
По признанию полицейских, им приходится хитрить. Матчи второго Униона и Динамо часто проходят в одно время с домашними играми Униона во второй лиге.
В такие дни костяк фанатского движения Униона идет на Stadion an der Alter Forsterei и не имеет шансов встретится с «динамовцами».
«Но футбол — это коммерческая игра, поэтому нам не всегда удается перенести из соображений безопасности тот или иной матч», — сетует шеф 63 участка полиции Берлина Михаэль Шарновски.
В полиции припоминают единичные случаи, когда матчи вообще отменялись по их настоянию.
Свободные места на стадионе видны только на трибуне с креслами
«Сбор информации, ее анализ и предотвращение правонарушений занимают большую часть работы полицейских, отвечающих за безопасность матчей», — говорит Шарновски.
В полицейском участке есть отдел спорта, который и занимается обработкой «околофутбольной» информации.
С 90-х годов в Германии действует федеральная система обмена информацией о болельщиках.
К примеру, перед каждой игрой Униона полицейские 63-го участка получают от своих коллег из города, откуда ожидаются гости, информацию о фанах, которые собираются ехать «на выезд» в Берлин поддержать соперников: кто именно эти болельщики, их количество, вид транспорта, на котором они едут, и даже степень их опьянения в момент перемещения.
Учитывая эту информацию, а также историю взаимоотношения соперников, в полиции решают, какой уровень опасности присвоить будущему матчу.
Именно от этого зависит, сколько полицейских будут встречать и сопровождать приезжих, какими маршрутами они будут двигаться к стадиону, как много полицейских будет в районе стадиона, и даже какое пиво будут продавать на стадионе.
Если полиция решит, что существует опасность беспорядков и насилия, в продаже будет только безалкогольное пиво.
Некоторые фан-группы не только сами изготавливают символику, но и самостоятельно ее продают на территории стадиона
Перед матчем представитель одной из фан-группировок собирает деньги на хореографию (перфоманс) к 50-тилетию клуба
В криминальном отделе, отвечающем за безопасность матчей, 6 сотрудников, которых знают в лицо многие фанаты группировок Униона (а их больше 60-ти!).
Именно эти полицейские общаются с фанатами, знают всех их лидеров, в курсе, где они собираются, где назначают встречи для «махача» с противоборствующими фанатскими «фирмами» (полицейские называют это «встречей в третьем месте»), посещают все проблемные с точки зрения безопасности игры, могут запросто позвонить на мобильный авторитетному фанату во время мачта и поинтересоваться, почему его нет на трибунах и не замышляет ли он чего-то противоправного в это время и т.д.
Именно эти полицейские могут присутствовать на трибунах, но без формы, признал представитель криминального отдела, отметив, что да, это можно расценить как психологическое влияние на потенциальных нарушителей.
Всех болельщиков полицейские делят на три категории: А — это обычные болельщики, пришедшие поддержать свою команду, В — это склонные к насилию и агрессии под воздействием алкоголя и в группе.
По мнению полиции, это самая проблемная группа, которой уделяется самое особое внимание, и С — это те, кто уже задерживался полицией за правонарушения.
Среди фанов Униона к категории В полицейские причисляют 200 , а к С — 50 человек.
Полицейские счиитают, что невозможно составить обобщенный портрет хулигана. Это может быть и человек без образования, и с университетским дипломом.
В среднем на каждой игре присутствуют 85 сотрудников полиции. Они находятся на территории стадиона, но не на трибунах.
За порядок на матче несет ответственность служба безопасности стадиона и организаторы игры.
На трибунах порядка трехсот стюардов: проверяют билеты, досматривают зрителей, следят за тем, чтоб не были заняты проходы и т.д. Кстати, в клубе Унион начальник безопасности — бывший хулиган, знающий все нюансы и тонкости фанатской среды.
О наказаниях. Запрет на посещение стадионов — действенное наказание для болельщика, лишенного возможности со своими друзьями на трибуне поддержать любимый клуб.
В Берлине около сотни болельщиков не могут ходить на стадионы. Им запрещен вход на трибуны сроком от 2 до 5 лет в зависимости от того, что они совершили.
Стоит отметить, что полиция постоянно контактирует не только с представителями клубов, но, что важно, с лидерами фан-движений того же Униона.
Да, и еще о тонкостях взаимоотношений полиции и клуба Унион: полиция платит арендную плату за то, их автомобили во время матчей находятся на парковке стадиона.
Sport.ua
=
См. также:
Вечная война: как в Италии борются с беспорядками на аренах
Рецепт успеха: как Англия избавилась от футбольного насилия
Как поляки победили расизм у себя на стадионах