До старта главного футбольного события года Евро-2016 осталось меньше месяца. Сайт Football.ua продолжает серию репортажей о городах и стадионах Евро, ценах на перелеты и жилье, логистике маршрутов на матчи сборной Украины и не только.
Марсель (6 матчей на Евро)
- 11 июня Англия – Россия
- 15 июня Франция – Албания
- 18 июня Исландия – Венгрия
- 21 июня Украина – Польша
- 30 июля 1/4 финала
- 7 июня Полуфинал
Заключительный поединок группового этапа Украина проведет с Польшей в Марселе. Снова-таки приходиться констатировать, что прямого рейса из Украины, к сожалению, нет. Из Киева можно прилететь только в Ниццу, которая расположена в трех часах езды от Марселя (200 км).
Путь непростой и с пересадкой в Вене, правда, с комфортным временем ожидания – всего лишь два часа. Из Киева вылет утром 20-го (9:25), в Ницце уже будете в 14:30. К вечеру можно спокойно быть в Марселе. Назад 22-го и стыковка в Амстердаме (время простоя – 5 часов). Цена вопроса – 9605 грн в обе стороны.
Конечно же, есть альтернатива! Добираться можно таким же образом (и в те же даты), что и на Северную Ирландию, то есть до Лиона, а оттуда еще поездом до Марселя. Маршрут Краков – Лион – Краков обойдется в 2845 грн (перелет компанией EasyJet), поезд Лион – Марсель – Лион в 1180 грн, то есть немного больше 4000 грн. Понимаем, что накладно, с двумя пересадками, но это бюджетный вариант и надо мириться.
Будет время, рекомендуем наведаться в Прованс. Именно о нем мечтала Ёлка. А конкретно о Вердонском ущелье, самом глубоком в Европе. В регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег, река Вердон образует ущелье с отвесными берегами – вот его и назвали Вердонским.
По ходу течения река встречается с Вердонским Каньоном, берега становятся такими крутыми и высокими, и в некоторых местах стены ущелья поднимаются практически вертикально – эти утёсы рай для скалолазов. Глубина больше 1000 метров.
Если вы не видели Колизей – не расстраивайтесь! Античный амфитеатр в Ниме (120 км от Марселя) сохранился куда круче. Построен он как раз по образу и подобию римского Колизея. В самом Ниме вы будете постоянно сталкиваться с нильскими крокодилами. Они повсюду, в каждом скверике. Кстати, ни один город Франции не может сравниться с Нимом по количеству и сохранности памятников древнеримской архитектуры.
Колизей в Ниме
Город: Марсель
Дата основания: около 600 г. до н.э. как Массалия, но люди живут уже тысяч тридцать лет
Население: 860 тыс.
Город-побратим Одессы
Европейская культурная столица – 2013
Европейская спортивная столица — 2017
Если в Лионе взять покрышку от достаточно серьезного грузовика и поплыть на ней по Роне, то довольно скоро окажешься в Марселе – он возвышается на берегу Средиземного моря как раз возле устья Роны и соединен с ней каналом. Наверное, сборная Украины все же выберет другой способ передвижения, как вы думаете?
Древний и замечательный город Марсель, дивно воспетый в романе "Граф Монте-Кристо" и пропиаренный в фильме "Такси", хорош в первую очередь днем. Хотя, в принципе, это относится ко многим французским городам, и вести себя после заката Солнца следует крайне осторожно. В принципе, пояснять особо не нужно, но… Что ж, прославленный замок Иф и потрясающий по красоте собор Норт-Дам-де-ля-Гард и вправду лучше разглядывать в светлое время суток. Гулять по Старому порту и выглядывать, не входит ли в бухту "Фараон", — тоже.
Массалия-Массилия долгое время сохраняла независимость, умело используя покровительство Рима. "Но однажды Люська сделала ошибку": во время гражданской войны поддержала Помпея, а победил Цезарь и сровнял город с землей. Влияние и привлекательность города восстановилось лишь добрых тысячу лет спустя!
А еще через полтысячелетия, в 1481 году, здесь навсегда наступила Франция. Что, конечно, было гораздо лучше чумы, неоднократно и крайне болезненно посещавшей портовый город, но хуже немцев, который оккупировали Марсель в 1942-44 гг. Правда, взамен правительства ФРГ, ГДР и Италии приняли активное участие в послевоенном строительстве города.
Когда в Марселе наблюдался самый серьезный прирост населения? Правильно, в 1962-м, вскоре после предоставления независимости Алжиру – народ валил оттуда толпами и, естественно, зачастую оседал неподалеку от порта. 150 тысяч народу тогда прибыло; миграция не останавливается и сейчас, только причины у нее несколько иные.
Старый порт Марселя
…Знаменитая "Марсельеза", с 1793 года и по сей день являющаяся государственным гимном Франции – наверное, самым кровавым гимном в мире! – изначально именовалась автором, Клодом Жозефом Руже де Лилем, "Военный гимн Рейнской армии", а прозвище, ставшее именем, получила, когда в Париж, весело напевая, вошел добровольческий батальон из Марселя. С тех пор Франция так и "аллонзанфанит", периодически вызывая ядовитые комментарии по поводу текста, но неизменное восхищение музыкой.
Стадион: Велодром
Прозвище: Гран Стад
Открыт: 13 июня 1937 г.
Архитектор: Анри Плокин
Реконструкция: 1984, 1998, 2014
Стоимость последней реконструкции: 267 млн. евро (150 непосредственно на стадион, остальное – шопинг-молл по соседству и благоустройство территории)
Переоткрыт: 16 октября 2014 г.
Вместимость: 67 394
Клуб: Марсель
Матчи Евро: 6 – 4 в группе, 1/4 и 1/2
А вот таким Велодром был в более древние времена
Еще один стадион, принявший два матча еще ЧМ-38, но не в количестве "размножившихся двух", а два "полновесных" — Италия – Норвегия (к тому же 120 минут! 2:1 выиграли ребята Муссолини) и Италия – Бразилия (исход аналогичный, но 90 минут хватило).
Более того, здесь играли ЧЕ-1960, и сборная СССР в полуфинале вынесла чехословаков 3:0! Потом уже чехи отыгрались на расстроенных французах в матче за третье место, ныне почившем в бозе – 2:0.
Затем – два матча Евро-84, в том числе лучший матч этого турнира (полуфинал Франция – Португалия – 3:2 в доп. dремя), и целых семь поединков ЧМ-98. Стоит ли удивляться, что и на Евро-2016 Велодрому суждено стать одной из главных арен!
Велодром каким он был еще в 2011-м
О новом стадионе в Марселе задумывались давно, но поначалу отклоняли все предложения по причине прижимистости. И только грядущий мундиаль сподвиг мэрию раскошелиться и заказать проект парижскому архитектору Анри Плокену, который уже выстроил олимпийский стадион в Генгаме.
Велодром был построен на месте заброшенного автозавода "Турка-Мери" в 1935-37 гг., и пусть не сразу, зато навсегда стал родным домом местного Олимпика. Хотя, надо сказать, фанаты покидали родной 15-тысячник Stade de l'Huveaune (д'Ювон снесен в 1998-м, Марсель неоднократно возвращался туда – в 1965-66 гг. из-за конфликта с мэрией по деньгам, в 1982-83 гг. – из-за реконструкции) не без сопротивления – так, тоскуя, старую и тесную, но уютную и свою квартиру меняют на арендованные апартаменты в новом доме.
Но именно они, фанаты, впоследствии отстояли историческое название стадиона – ведь никаких велогонок здесь давным-давно не проводится, и названием совершенно не соответствует сути. Зато известно всему миру!
Обновленный Велодром
"Я не хочу войти в историю мэром, который продал Велодром или переименовал его в угоду коммерции!" — веско произнес руководитель города и ярый инициатор реконструкции стадиона Жан-Клод Годэн. У марсельских собственная гордость.
С велогонками разобрались – а еще на Велодроме играли в гандбол и петанк, устраивали собачьи бега… Богатая история, впрочем, она нас интересует слабо.
Важно, что Велодром наконец-то обзавелся крышей, превратившись из легендарного, но изрядно устаревшего стадиона в современное и действительно комфортное сооружение. Кроме того, капитально переделали освещение, что позволило УЕФА занести старичка в список пятизвездочных стадионов.
Надеемся, он станет очень несчастливым для сборной Польши.
Football.ua
фото: Getty Images, arenes-nimes.com, 20minutes.fr, francetvinfo.fr, flickr.com/eldejo
=
См. также:
Город Евро-2016 Вильнев д'Аск. Стадион Пьер Моруа
Город Евро-2016 Лион. Арена Стад де Люмьер